1. Эволюция понятия «богатство»
Все начиналось с развития капиталистических экономических отношений. Это характеризуется в Европе в 15-16 вв. н.э., в эпоху великих географических открытий, в эпоху первоначального накопления капитала. Возникла первая в истории экономической мысли школа - меркантилизм (merchent - купец, торговец (англ.). Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет.
Потом были физиократы:
Источником богатства физиократы считали сельское хозяйство. Физиократы объявили сельское хозяйство единственной отраслью, создающей богатство страны. Кенэ критиковал тезис меркантилистов, будто бы богатство порождается обменом, и подчеркивал, что “ покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие сводится к обмену ценности на равную ценность и обмен в действительности ничего не производит”. Деньги трактовал как бесполезное богатство, объявляя их только посредником в обмене, тем самым отрицал основополагающий тезис меркантилистов.
Учения Уильяма Петти
Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Труд - основа богатства. Критерий богатства: - наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих.
Петти впервые подсчитал национальный доход и национальное богатство Англии. Национальный доход определяет как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Национальное богатство Петти определяет как материальное богатство и включает туда денежную оценку самого населения.
Адам Смит и его причины богатства народов.
Богатство - продукты материального производства, величина которого зависит: 1) от доли населения, занятого производительным трудом; 2) от производительности труда (главным фактором роста которого является разделение труда).
2. Теория ценности стоимости
В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется: “Чем определяются пропорции обмена товаров”(что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.
В трудах Аристотеля можно найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости.
Уильям Петти (1623—1687).
Для него стоимость создается только трудом, затраченным на производство денежного металла, а деньги в обмене как бы наделяют стоимостными характеристиками все остальные товары. Здесь заложены идеи, которые позже, в 70-х годах XIX в., будут реанимированы в виде концепции "вменения" стоимости.
Труды У.Петти и других экономистов XVII—XVIII вв. готовили революцию в политической экономии, осуществленную классиками. Смысл этой революции заключался в переходе от исследования сферы обращения к исследованию сферы производства как источника вещественного и стоимостного богатства.
В то же время, в отличие от Смита, Рикардо высказывался за безусловное признание затрат труда единственным источником стоимости товара. В использованных средствах производства Рикардо видит воплощение прошлого труда, к которому живым трудом работника добавляется новая стоимость. В результате стоимость имеет исключительно трудовое происхождение.
Не отказываясь от идеи трудового происхождения стоимости, Сэй утверждал, что стоимость создается не только трудом. В производстве участвуют три фактора: труд, капитал и земля. Они не могут функционировать друг без друга и, следовательно, взаимодействуя, вместе создают полезные блага, а полезность придает благам стоимость. Каждый фактор создает свою долю в стоимости, которая превращается в соответствующий доход — заработную плату, прибыль и ренту. В таком случае, во-первых, подтверждается смитианская идея, что сумма доходов есть стоимость, а во-вторых, отвергается взгляд на стоимость как явление, полное антагонизмов.
На защиту классического учения устремились сторонники покойного Рикардо — Дж.Милль, Дж.Р.Мак-Куллох, Н.У.Сениор. Все они были философами и естествоиспытателями, увлекались физикой, и именно это наложило своеобразный отпечаток на их аргументацию. Сэй неправ, утверждали они, стоимость создается только трудом. Но труд эти ученые определяли в терминах механики и физики, как всякую работу. Там, где происходит механическое, химическое и даже биологическое движение, затрачивается энергия, совершается работа, считали они, там и затрачивается труд. И следовательно, создается стоимость. Старое вино, находившееся в бочке 10 лет, намного дороже молодого вина. Причину этого в рамках трудовой теории объяснить трудно, ведь за 10 лет никто не затрачивал своего труда и, значит, не увеличивал стоимость вина. С точки зрения же рикардианцев, в бочке происходили биохимические процессы, совершалась работа, а потому и возрастала стоимость.
Но, пожалуй, наиболее оригинальное изложение рикардианской теории имеет место в работах Нассау Уильяма Сениора (1790—1864). Этот ученый считал, что движения души, человеческие переживания тоже плодотворны в отношении стоимости. При этом он ссылался на Смита, который действительно писал о жертвах и переживаниях в процессе трудовой деятельности. Но для Сениора сами переживания суть трудовая деятельность, работа.
Маркс – трудовая стоимость. Стоимость товара = издержки постоянного капитала+ стоимость рабочей силы + прибавочная стоимость.
Маржиналисты Можно пойти по конкретным представителям: Менгер про редкость. Вальрас – стоимость блага (его ценность определяется соотношению спроса и предложения)
3. Деньги
Аристотель: общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги (монета), причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми.
Первой установленной закономерностью в истории экономической мысли следует счиать наблюдение, согласно которому «хорошие» деньги имеют тенденцию вытесняется из обращения «плохими» деньгами…
Меркантилисты
Разработали количественную теорию денег.
Один из основных постулатов: Деньги – абсолютная форма богатства.
Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет.
Ман: Для Манна в отличии от многих его современников приток денег в страну был важен вовсе не потому что служил источником для их накопления в казне. Его логика иная «Деньги создают торговлю, а торговля умножает деньги»…
Количественная теория денег выступила как своеобразная реакция на основные постулаты меркантилизма, в частности на столь характерную для меркантилистов доктрину о том, что деньги ускоряют торговлю, увеличивая скорость обращения, и тем самым оказывают благотворное влияние на производство.
Тезис о положительном влиянии увеличения драгоценных металлов в стране был поставлен под сомнение английским философом Локком (1632-1704 гг.) и Д. Юмом (1771-1776 гг.), которые напрямую связали количество драгоценных металлов (платежных средств) и уровень цен, сделав вывод, что товарные цены являются зеркальным отражением массы благородных металлов, имеющихся в стране. Уровень цен в среднем изменяется пропорционально количеству денег. А “ценовая революция” в Европе, происшедшая в 16 веке, в результате которой вследствие огромного притока золота и серебра из Америки цены выросли в 4 раза, воспринималось как неопровержимое свидетельство о причинной связи между изменением денежной массы и уровнем цен.
Идею Юма были восприняты представителями классического направления в политэкономии, в частности А. Смитом, который рассматривал деньги как исключительно средство обращения, техническое орудие, облегчающее обмен и отказывал им в обладании внутренней стоимостью.
Критики меркантилизма Французский экономист Р. Кантильон и английский философ Д. Юм в общем виде описали “механизм золото - денежных потоков”, который автоматически приводит к естественному распределению драгметаллов между странами и установлению таких уровней внутренних цен, при которых экспорт страны становится равным импорту. Суть их теории состоит в том, что дополнительное количество золота повышает внутренние цены относительно других стран, это, в свою очередь, ослабит конкурентоспособность товаров на внешних рынках, уменьшит объем экспорта и увеличит объем импорта, а разница превышения импорта над экспортом будет оплачиваться оттоком золота. Процесс продолжается до тех пор, пока во всех торгующих странах не установится новое равновесие между экспортом и импортом, соответствующее более высокому предложению золота.
Джон Ло – разделял меркантилистскую веру в деньги, как в решающий фактор экономического процветания, он предпринял попытку проложить новый путь решения проблемы извечной их нехватки…. “Деньги стимулируют производство” - Дж. Ло (1671-1729 гг.), считавший,что ключом к экономическому процветанию является изобилие денег в стране. При чем деньги должны не металлические, а кредитные (в этом отличие от классических меркантилистов), создаваемые банком в соответствии с потребностями народного хозяйства. Именно прирост денег, вовлекая в дело ныне праздных людей, обеспечивает полное использование рабочей силы и других факторов производства. Рост предложения денег снизит процент и даст толчок росту производства, а доходы раннее незанятых дадут новый толчок волне потребительского спроса. Попытка Дж. Ло реализовать идеи во Франции в начале 18 века окончились крахом. Основные положения его экономической теории нашли воплощение в 20 веке, явившись составной частью экономической политики кейнсианства.