Смекни!
smekni.com

Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи (стр. 6 из 8)

Число безземельных после реформы 1864 года умень­шилось с 1 340 тысяч до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего количества состави­ли хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находи­лось во владении зажиточных крестьян, имеющих свы­ше 8,4 га на хозяйство, но число их вскоре стало умень­шаться, так как в Королевстве не был введен принцип неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно боль­шой, и она задавала тон на селе.

«Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет совре­менный польский историк Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели сель­ского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т. Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967, S./58).

Глава VI

Польские земли на рубеже XIX и XX веков.

Деление и административное устройство польских земель.

Польское Королевство. В 1866 году состоялась ре­форма административного деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили Вар­шавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это деление с не­большими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из со­става Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу. Это вызвало протесты сре­ди поляков.

Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления страной, существующему в Империи.

Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял импе­ратора и правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими положения, так и в меру распо­лагаемой ими власти. В Королевстве позиция намест­ника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные репрессии через посредство военных и воен­но-полевых судов. Генерал-губернаторы также распола­гали полномочием, по которому правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не осуществля­лись на подчиненных им территориях без учета их мнения.

Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала воеводства, а затем губернии.

Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со старостами, как в Пруссии и Галиции, и с на­чальниками уездов (поветов), как в Королевстве, во главе.

Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции харак­терным явлением было выделение так называемой поместной терри­тории, на которой землевладельцы осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за помещиками

Существовала объединенная администрация, подчиненная непо­средственно генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств Военная администра­ция, в частности, принадлежала командующим армейских корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д Финансовой администра­цией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--финансовые управления. Выделенной была также таможенная ад­министрация ее органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными единицами организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным административным, отделам относилось попечительство учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.

Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в помещичье-буржуазном государстве терри­ториальное самоуправление, как хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не зависимым от органов правительственной власти.

В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с распорядительными, исполнительными и контроли­рующими органами. Органами провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д) и консультативными в вопросах, поставленных органами го­сударственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй инстан­ции административное судопроизводство Сеймики же были орга­низованы в уездах на основе положения о выборах, которое обес­печивало приоритет интересов правящих кругов. Их исполнитель­ными органами были уездные отделы, тесно связанные через по­средство председателей, которыми были ландраты (старосты), с правительственной администрацией.

В городах существовали городские советы как распорядитель­ные органы и магистраты — как исполнительные. В селах им соот­ветствовали гминные представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника гмины и членов управления.

В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е. объединенная сельская гмина с гминными собра­ниями (здесь не было избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление подлежало надзору прави­тельственных органов власти.

Народ и его общественные организации

Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в особенности литература. Важным фактором народного единства был развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития на­ступил в 1870—1914 гг.

Крупнокапиталистическая промышленность развива­лась в Королевстве Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века про­шли этап промышленной революции, на нефтяных ме­сторождениях в Галиции и значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность Польского Ко­ролевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышлен­ность Горной Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделя­ющие их границы.

Во второй половине XIX века сформировали новый общественный класс — промышленный пролета­риат. На рубеже столетий он насчитывал уже миллион человек в том числе 250 тысяч рабочих, занятых на крупных промышленных предприятиях. Население Королевства Польского во второй половине XIX река увеличилось почти на 70%, а численность рабочего класса в этой части Польши — на 38%. Существен­ную роль играла интеллигенция, прослойка, происходя­щая, главным образом, из дворянства и мещан. Многим интеллигентам были близкими идеи независимости, демократические и социалистические идеи.

Эмиграция. Отражением трудностей жизни в 1870—1914 гг. была большая волна эмиграции из польских земель на заработки. В Соединенные Штаты Америки за хлебом насущным выехало 2,6 млн. человек, прежде всего крестьяне; в других странах обеих Америк находилось еще 200 тыс. поляков. В германские страны, особенно в быстроразвивающуюся Вестфалию, уехало свыше 400 тыс. поляков, в другие страны Европы — около 100 тысяч. В разных частях Российской империи работало 300 тыс. поляков. Польская эмиграция способствовала развитию многих стран и кон­тинентов, но являлась утратой «старым краем» ценного, энергич­ного и инициативного элемента.

Хозяйственные организации в Королевстве. Вместе с развитием крупнопромышленного капитализма и концентрации производства в Королевстве происходило на рубеже двух столетий преобразований предприятий в акционерные общества, а затем создание кар­телей или союзов предпринимателей, имеющих целью регулирова­ние производства при сдерживании конкуренции и определении как можно более высоких цен для увеличения прибылей. Это проис­ходило при довольно большом участии иностранного капитала, в особенности немецкого, французского и бельгийского. создание картелей повлияло на ликвидацию мелких предприятий и на уста­новление контроля над экономикой. Особенно сильно это обозначилось в угольной промышленности и металлургии. Некоторые ткацкие и металлургические предприятия Королевства входили в общероссийские синдикаты. Однако в текстильной промышленности доминировала конкуренция с российской промышленностью, называемая «борьбой Лодзи с Москвой». В сахарном производстве практическим путем адаптировались торговля форма коммандитного товарищества. В этом объединении по крайней мере одни из товарищей отвечал по обязательствам в размере, оговоренном в соглашении, в связи с чем его права были ограниченными.