Смекни!
smekni.com

Устойчивое развитие и глобальная миссия Украины (стр. 4 из 8)

Проблему бедности, которую Генеральный секретарь ООН господин Ги-Мун определил как "новое лицо глобального голода" и надеется преодолеть "путем увеличения сельскохозяйственного производства и повышения рыночной эффективности", Г. Дейли предлагает решить применением ограничений неравенства. "Устранение бедности, - пишет он, - требует признания ограничений, а не более быстрого роста". Отказ признать ограничения приводит к росту "сверх поддерживающей способности Земли с ее последующим разрушением", и соответственно - уменьшением продолжительности жизни малообеспеченных слоев.

Мнение Г. Дейли находит убедительное подтверждение данными, которые, ссылаясь на И. Рамолета, приводит В. Мунтиян. "В то время как мировое производство продовольствия способно удовлетворить потребность в нем на 110%, ежегодно от голода умирает 30 млн. человек и более 800 млн. постоянно недоедают. Если в 1960 г. доходы 20% самого богатого населения мира превысили доходы 20% самого бедного населения в 30 раз, то сегодня этот разрыв достиг уже 82 раз. Из 6 млрд. жителей Земли только 500 млн. живут в достатке, а остальные 5,54 млрд. испытывают недостаток".

Проблема устойчивого развития - сложна и многогранна. Фактически речь идет об угрозе существованию земной цивилизации. И не случайно генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура ставит вопрос: "Можно ли еще спасти человечество?".

Интересный ответ на этот вопрос дает В. Мунтиян: человечество, подчеркивает он, не справится с проблемами, угрожающими цивилизации, "если капиталистический (то есть антагонистический) строй не заменить социалистическим".

По мнению ученых, если реализация концепции устойчивого развития - дело будущего, то переход к ней должен начаться теперь, в XXI в., иначе "при сохранении существующих тенденций в мировом промышленном производстве и других отраслях экономики до 2100 г. на Земном шаре вообще могут исчезнуть атмосферный воздух и чистая вода".


2. Глобальная миссия Украины

Концепция устойчивого развития отражает глобальные проблемы. Однако, как подчеркивается в ведущих международных документах, реализоваться она должна на всех уровнях: глобальном, национальном, региональном. Большая ответственность за внедрение рекомендаций ведущих мировых структур возлагается на национальные правительства. Национальные стратегии устойчивого развития, строясь на основополагающих принципах этой концепции, не идентичны, поскольку на их формировании сказываются политические, исторические, экологические и прочие обстоятельства.

Стремление к видению будущего издавна присуще духовным, интеллектуальным, искусствоведческим и другим составляющим культуры каждой нации. Явно или неявно, сознательно или подсознательно оно присутствует в ментальное™, мышлении, бытии нации и конституировано в национальной экономико-философской культуре, положения которой содержат достижения общечеловеческой значимости.

Поэтому особый интерес вызывает научное обеспечение устойчивого развития в Украине - на родине мыслителей, труды которых стали его теоретическим и методологическим фундаментом, который, в свою очередь, должен быть положен в основу национальной модели устойчивого развития. Речь идет о теоретически обоснованной ими повой парадигме общественного развития, которая построена па соединении физического с экономическим.

Первым в мировой науке такое соединение осуществил наш гениальный соотечественник С. Подолинский (1850—1891). Используя законы термодинамики, он разработал новый подход к анализу общественного развития, положив в его основу накопление и сохранение энергии.

С. Подолинский дал новое естественнонаучное определение таких категорий, как прибавочная стоимость, труд и др. Прибавочная стоимость - это дополнительная энергия Солнца, накапливающаяся на земной поверхности. Труд он определил как деятельность, результатом которой является накопление энергии.

Украинский ученый доказал недостаточность второго закона термодинамики. Ему принадлежит вывод о том. что рассеиванию энергии противодействуют такие процессы, как фотосинтез и человеческий труд. По С. Подолинскому, только общество, обеспечивающее накопление и сохранение энергии, может рассчитывать на стабильное развитие.

Достижения С. Подолинского развил в своих учениях о живом веществе, биосфере и ноосфере В. Вернадский (1863—1945). Исследования идей предшественников продолжил современный украинский ученый, писатель и правозащитник М. Руденко (1920-2004). Он дал название "физическая экономия" новому направлению экономической теории, ввел в научный оборот физико-экономическую интерпретацию целого ряда научных категорий.

Осмысливая ресурсный потенциал вхождения человечества в XXI в., М. Руденко более четверти века назад писал из тюремной больницы: "Мы уничтожаем то, что в меньшей степени принадлежит нам, а в неизмеримо большей - нашим потомкам". Такое утверждение украинского мыслителя является тем экономико-философским видением будущего, которое целесообразно считать его моделью устойчивого развития, которая, в свою очередь, содержит ряд положений, определяющих для общечеловеческого выживания. Они заслуживают научного анализа с точки зрения их дальнейшего распространения и использования в Украине и за ее пределами.

Первое. Модель позволяет трактовать устойчивое развитие как систему, составляющие которой выясняются благодаря ответам на вопросы "что?", "кто?" и "как?". Этими важнейшими составляющими, своеобразными компонентами несущей конструкции устойчивого развития как системы являются связанные между собой объект, субъект и взаимодействие, существующее между ними, олицетворяя глубинную сущность указанной взаимосвязи.

Второе. Эта система динамична: с течением времени ее составляющие претерпевают все более существенные и все более быстрые изменения. Такие изменения претерпевает, прежде всего, субъект: сегодня - мы, а в будущем - потомки как наше продолжение. Под влиянием субъекта существенно изменяется объект — то, что принадлежит и современным, и последующим поколениям. В свою очередь, это вызывает диалектическое изменение взаимодействия субъекта с объектом: к ее положительным тенденциям прибавляются отрицательные.

Третье. Нынешняя динамика составляющих исследуемой системы и их взаимодействия становится (хотя и не обязательно) потенциально деструктивной. Разрушительный характер изменений обусловлен так называемым "эффектом ножниц": с одной стороны, тенденцию к сокращению приобретает осваиваемая людьми окружающая природная среда ("эффект шагреневой кожи"); с другой стороны, тенденцию к увеличению имеет численность населения планеты ("эффект мальтузианских предположений"). Как следствие, это влечет за собой существенное усиление антропогенного и техногенного давления на окружающую природную среду. Одним ИЗ важнейших положений исследуемой модели является предостережение относительно реальной угрозы уничтожения того, что принадлежит современным и последующим поколениям.

Четвертое. Модель в изложенной интерпретации очерчивает принципы отношений между поколениями, благоприятные для выживания и развития потомков, а также определяет степень принадлежности благ определенным поколениям. Указывая на "то, что в меньшей степени принадлежит нам, а в неизмеримо большей - нашим потомкам", она устанавливает приоритетность интересов будущих поколений.

Пятое. Украина и мировое сообщество имеют потенциальные (как теоретические, так и прикладные) возможности предупреждать разрушительные тенденции. Это позволяет изменить взаимодействие субъекта с объектом к лучшему. Вместо угрожающего уничтожения благ, принадлежащих нам и потомкам, возможными и необходимыми становятся активные действия по наращиванию или хотя бы сохранению того, что должно принадлежать и грядущим поколениям.

Изложенная интерпретация модели устойчивого развития является средоточием экономико-философского видения того, что, для кого, кому и как надлежит хранить, наращивать и передавать с целью обеспечения непрерывности общечеловеческого существования. Более широкое толкование устойчивого развития как системы становится возможным (и необходимым), если дополнять приведенное описание ответами на вопросы о том, что представляет собой устойчивое развитие, чем оно обусловлено, для чего необходимо, благодаря чему, где и когда может быть достигнуто, а также что дает и будет давать соблюдение его требований.

Основополагающей составляющей исследуемой системы является объект. Выяснение его глубинной сущности становится возможным благодаря понятию "субстанция", которое "вводят тогда, когда мы доходим до самой сути какого-то природного явления". По М. Руденко, субстанция представляет собой симбиоз духовной и материальной сфер вселенского, природного и человеческого развития.

В самом широком смысле речь идет, с одной стороны, о всемирном духовном поле, об общественных, коллективных и индивидуальных сознании и мышлении, а с другой - о Вселенной, Космосе как пространстве вселенского бытия, планетарной природе как глобальной биосферной среде общечеловеческого развития, природных ресурсах как безальтернативных средствах существования и жизнедеятельности человека. Объект в таком понимании — это самодостаточная составляющая устойчивого развития как системы. Не он зависит от субъекта, а наоборот - от него зависит субъект, который является тем компонентом исследуемой системы, который, в свою очередь, делает ее особенно динамичной. Он осваивает объект в изложенном смысле (от узкого к самому широкому), обогащая свое мышление знаниями и подчиняя благодаря этим знаниям природные ресурсы, природу в целом, а частично и космическое пространство для удовлетворения своих потребностей: сначала - потребностей существования и впоследствии - потребностей познания окружающей природной среды (втом числе с целью дальнейшего, еще более глубокого ее освоения).