Смекни!
smekni.com

Учение Оуэна об управлении трудовыми ресурсами (стр. 2 из 3)

Воплощая свои идеи, Оуэн стремился максимально зарегламентировать жизнь подчиненных (разумеется, для их же блага) и порой перегибал здесь палку, что вызывало у них глухой протест. Тем не менее, со временем успех затеянного фабрикантом-реформатором социального эксперимента стал очевиден для всех: как писал Фридрих Энгельс, отнюдь не склонный к излишней восторженности, Нью-Ланарк превратился «в образцовую колонию, которая не знала, что такое пьянство, полиция, уголовные суды и попечительские процессы».

Кроме того, Оуэн показал себя талантливым менеджером, научившись извлекать вполне осязаемую выгоду из того, что людям недалеким казалось простой филантропией. Например, его «внутренний» магазин позволил увеличить реальный доход рабочих без повышения заработной платы, а ясли и детские сады разгружали женщин, которые после «декрета» возвращались к станкам. Значительно повысилась и производительность труда. Имея лишь небольшой стартовый капитал, Роберт Оуэн сумел превратить свои фабрики в сверхдоходные предприятия.

Стремясь объяснить материальную основу царящей в обществе несправедливости, Оуэн использует политэкономисческие идеи. И это означало немаловажный поворот в теоретическом обосновании идей утопического коммунизма. В основе политэкономии Оуэна лежит система Д.Рикардо. Но, соглашаясь с Д.Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, однако в отличие от него он считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.

Но теорию трудовой стоимости Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.

Анализируя современное ему общество, Роберт Оуэн пришел к выводу о том, что враждебное отношение людей друг к другу, состояние постоянной конкуренции, разобщенности кроется в господстве частной собственности.

Этот вывод был результатом долгих размышлений и практический деятельности в Нью-Ланарке. Вплоть до 1817 года он ни разу ни в своих произведениях, ни в публичных выступлениях не высказывался против частной собственности. Перелом во взглядах наступил в 1817 году. Оуэн начал активно выступать за ее упразднение как непременное условие установления нового – справедливого, «разумного» общества. При этом к оценке частной собственности он подходил не только с моральной, но и социально-экономической точки зрения. Примечательна в этом отношении одна из наиболее зрелых работ мыслителя «Книга о новом нравственном мире» ( Book of the new moral world, 1831-1844 гг.)

Другой причиной социальной несправедливости и неравенства в обществе Оуэн считал буржуазный брак. Брак, основанный не на взаимной склонности людей, а на корысти, лжи, ведет к возникновению неестественных отношений между мужчиной и женщиной, порождает неверность в браке, проституцию, невозможность хорошего воспитания детей в таких семьях.

В своих произведениях и выступлениях Оуэн всячески подчеркивал реакционную роль религии. Он утверждал, что духовенство всего мира своей ложью, абсурдом и таинствами исковеркало человечество, способствовало закреплению порочной общественной системы. Однако, критикуя религию, Оуэн явно недооценивал содержащиеся в ней общечеловеческие, гуманистические нормы и принципы.

«Троица зол» (частная собственность, буржуазный брак и религия), нищета и пороки, царящие в обществе, являются для Оуэна не только доказательством его несправедливости, но и необходимости коренного переустройства. Поэтому подобно другим социалистам-утопистам Оуэн противопоставляет свой общественный идеал существующей системе, которая, с его точки зрения, порочна.

Разрабатывая основные принципы справедливого строя, Оуэй называл его «социальной системой», а чаще «новым нравственным миром».

В постановке основных вопросов его организации Роберт Оуэн не слишком оригинален. Но в том, как он решает эти вопросы, можно увидеть черты, отличающие его учение от утопий XYI –XYIII вв.

Какие же принципы лежат в основе «нового нравственного мира»? Как уже отмечалось выше, самым важным вопросом, от решения которого зависит вся жизнедеятельность общества, является, по мнению Оуэна, вопрос о собственности.

В условиях машинного производства целесообразно обобществление собственности, а не ее раздел. Рационально используя машины, члены коммуны, считал Оуэн, смогут добиться изобилия, того, чтобы у каждого была уверенность, что он никогда не будет нуждаться в предметах, необходимых для его существования, и в разумных удобствах.

Подлинное равенство в обществе, по мнению Роберта Оуэна, возможно лишь при всеобщем, обязательном труде граждан. За счет использования машин труд будет непродолжительным (не более четырех часов в день), приятным и обеспечит изобилие продуктов и услуг.

Однако, необходимо отметить, что в своих взглядах Оуэн отрицает «принцип индивидуальной заинтересованности» граждан в труде. Для Оуэна стремление к соперничеству является порождением неразумного и порочного общественного устройства. По его мнению, верно оценив «природу» человека, правильно организовав производство и распределение, можно ликвидировать всякую конкуренцию.

Оуэн явно недооценивал роль личной заинтересованности, не понял, что именно конкуренция в значительной степени толкает на создание новых машин. А ведь именно за счет широкого внедрения машин в производстве и быту мыслитель надеялся ликвидировать наиболее тяжелый ручной и облегчить физический труд.

Что же, по мнению Оуэна, будет побуждать человека к труду, при котором «все, что должно быть сделано, будет сделано самым лучшим образом, охотно, с удовольствием и с величайшей пользой для каждого»? По мнению Оуэна это прирожденная потребность к деятельности, осознание человеком «всеобщей пользы» его труда, полученное воспитание, собственно говоря, вся атмосфера общества. В его рассуждениях чувствуется определенная эйфория. Он явно переоценивает отношение людей к труду, рассматривает его как естественную потребность человека и источник наслаждения. И не сознает, что не только в его время, но еще на долгие десятилетия труд остается для многих людей необходимостью.

С недооценкой роли личной заинтересованности людей в результатах своего труда самому Оуэну пришлось столкнуться уже в ходе своих коммунистических опытов, когда распалась коммуна «Новая гармония». Утопист пытался решить проблему труда как бы вне человека, только за счет реорганизации общества и использования машин.

Экономической основой нового общества Оуэн считал кооперативные общины, в которых должно быть «самое совершенное руководство». Оуэн считал, что управление должно свестись, по существу, к наблюдению за производственными процессами, и при этом постепенно руководство станет « простым отдохновением». Им будут заниматься люди в возрасте от 20 до 25 лет, обладающие умеренными способностями. Как видно, управление трактуется Оуэном явно упрощенно. Столь же просто решается им, кстати, и проблема распределения, которое превращается в простую выдачу вещей, ежедневно требующихся для употребления и потребления. А это значит, что « каждый получит по справедливости, причем каждый человек будет действовать справедливо в отношении всякого другого».

Доказывая возможность сочетания, даже гармонизации личных и общественных интересов людей в коммуне, Оуэн пришел к выводу, что единственно допустимая справедливая классификация людей – по возрасту. В этом ему видится гарантия равенства, так как каждый человек проходит в течение жизни все возрастные стадии и имеет возможность участвовать в труде, управлении, распределении, разработки законов и т.д.

Оуэн насчитывал 8 классов по возрасту, каждый из которых выполняет свои функции. Члены общины до 25 лет образуют 5 групп: первая- дети до 5 лет, ни получают начальное образование и оказывают посильную помощь взрослым; вторая- дети от 5 до 10 лет, они продолжают обучение, приобретают практические навыки и принимают посильное участие в общественном труде под надзором членов третьей группы; третья- дети от 10 до 15 лет, которые выполняют домашние работы и готовятся к труду в промышленности и сельском хозяйстве; четвертая- люди от15 до 20 лет- основные производители материальных благ; пятая- люди от 20 до 25 лет- руководят производством и воспитанием во всех отраслях. Затем идут группы, занятые сохранением и распределением материальных благ: шестая- люди от 25 до 30 лет- выполняют те же функции, которые в старом обществе лежат на плечах владельцев предприятий и директоров, а также университетских профессоров; седьмая- люди от 30 до 40 лет- внутреннее управление общин; восьмая- от 40 до 50 лет- внешние сношения. Наконец, старейшины (люди старше 60 лет) образуют группу хранителей конституции, учреждают новые общины.