Оуэн питал большое пристрастие к равенству. Однако, на деле получалось, что в его идеале справедливого общества ущемлялись интересы отдельного человека во имя общего интереса. Несмотря на то, что, по взглядам Оуэна, каждый член общины располагает полной свободой выражения своих мыслей по всем предметам, возможностью перемещения и путешествий, в утопии Оуэна просматриваются явные тенденции к унификации и стандартизации жизни людей. По словам Оуэна, не будет никаких различий между людьми по уровню образования, по условиям жизни, занятиям и развлечениям. Все будут получать одинаковую пищу и одежду. Так постепенно свобода, которую обещает Оуэн членам справедливого и разумного общества, оборачивается в какой-то степени несвободной, мелочной регламентацией.
Говоря о необходимости обеспечить людям будущего одинаковые возможности для реализации всех своих способностей, удовлетворения всех материальных и душевных потребностей, Оуэн выступает против всех привилегий. Все это, конечно, привлекательно. Но говоря об обязанностях граждан в соответствии с их возрастом, он излишне расписывает все по пятилеткам. Можно предположить, что человек, достигший двадцатипятилетнего возраста, не захочет заниматься управлением или не будет обладать необходимыми способностями к этому.
Описывая образ жизни в поселке будущего, Оуэн считает, что в нем не будет места злобе, ненависти, чувства мстительности именно потому, что они не будут иметь никакой точки опоры. Ибо сущность хорошего общества заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости. Выше уже говорилось о том, что Оуэн стремился создавать новое общество в соответствии с «природой» человека, который от рождения ни добр, ни зол, а приобретает склонности, черты характера, знания и навыки под влиянием обстоятельств. Следовательно, достаточно изменить условия его жизни, труда, реформировать общество на началах добра и справедливости, как изменится и сам человек. И сделать это можно в течение жизни одного поколения. Тем самым Оуэн явно преувеличивает возможности формирования «новой нравственности», «нового сознания», «нового духа» и т.д., внося свой вклад в создание утопической легенды о «новом человеке». Он отрицает, по-существу, те нравственные ценности, которые уже накоплены в человеческой культуре, в духовном богатстве человечества за многовековую историю.
Правда, Оуэн не просто уповает на возвращение к истинной «природе» человека. Важным условием благополучия, процветания общества он считает последовательное, продуманное и содержательное воспитание гармонически развитой личности. Оуэн подчеркивал необходимость проявлять заботу о младенцах, престарелых и нетрудоспособных людях. Считал, что в новом обществе существенно изменится положение женщин, так как общество возьмет на себя все заботы, связанные с воспитанием и обучением детей. Здесь, кстати, Оуэн явно недооценивает значание семейного воспитания и роль матери, о которой так много сказано и написано.
Идеи создания справедливого общества Оуэн попробовал реализовать на практике, создав коммуну «новая гармония» в штате Индиана в недавно освободившихся Американских Штатах. Официально она появилась на свет в апреле 1825 года. Ее «начальником» Роберт Оуэн поставил одного из своих сыновей – Роберта Дэйла Оуэна, которому суждено было стать заметной фигурой в истории США: он известен как конгрессмен и один из основателей знаменитого Смитсоновского института истории науки и техники в Вашингтоне. Вслед за Робертом Дэйлом в Новую Гармонию со временем перебрались еще трое сыновей и одна из дочерей Оуэна. Вопреки названию, к маю 1827 года Новая Гармония представляла собой целых 10 различных коммун, которые сосуществовали друг с другом совсем немирно. Кроме того, «свободный общественный труд» оказался малоэффективным, и уже в следующем году неудача проекта стала очевидной и для самого его автора.
Своими идеями Оуэн, несомненно, оставил глубокий след в духовной культуре и политической жизни Англии и других стран. Всю свою жизнь он был противником революционного, насильственного преобразования общества, проповедовал идеи сотрудничества, гуманности и справедливости.
Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафия:
"Он организовывал школы для детей. Он добивался сокращения рабочего дня на фабриках для женщин и детей. Он был прогрессивным сторонником более ранних попыток введения системы национального образования. Он трудился в направлении создания международного третейского суда. Он был одним из первых англичан, учивших людей стремиться к более совершенным социальным условиям путем согласования интересов капитала и труда. Он пожертвовал своей жизнью и огромным успехом ради улучшения своих ближних, давая им образование, уверенность в своих силах и моральные ценности. Его жизнь была освящена любовью к человеку и благородными стремлениями".
Список литературы:
1. Кнорринг В.И, Теория, практика и искусство управления, учебник для вузов, 2-е изд., изм. и доп. – М., Норма, 2001г.
2. Торицын Т.М., Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей.- Рязань, 1972г.
3. Вахитов К.И., Роберт Оуэн. Учебное пособие.- Дашков и К. 2004г.
4. Неманов, Илья Натанович, Промышленная революция в Великобритании и утопический коммунизм Роберта Оуэна : Учеб. пособие по спецкурсу / И. Н. Неманов; Смол. гос. пед. ин-т им. Карла Маркса. - Смоленск : СГПИ, 1987
Интернет-ресурсы:
1. http://www.originweb.info/persons/scientist/england/owen.html
2. http://www.sunhome.ru/philosophy/1903
3. http://museum.edu.ru/
4. http://mirslovarei.com/