Очевидно, что назрела реформа среднего профессионального образования. Радикальный подход – переместить его в прикладные факультеты вузов, готовящих выпускников на уровне бакалавриата. Противники такого подхода считают, что это может девальвировать само понятие "университет".
Второй подход – оставить эти учебные заведения в существующей системе среднего образования, но провести ребрендинг слова "ПТУ". В пользу такой точки зрения говорит опыт г. Москвы. Здесь ПТУ переименованы в колледжи, проведено перепрофилирование, укрупнение и оснащение их современными станками и оборудованием. Спрос на выпускников этих колледжей огромный.
Региональные власти, безусловно, должны организационно и финансово поддерживать процесс реформирования системы профобразования. На уровне регионов проще связать его бюджетное финансирование с конкретными целями государственной промышленной политики по развитию тех или иных отраслей и производств.
Возрождение профессионально-технических училищ также связано с уровнем обеспечения их общежитиями, поскольку в них, как правило, много иногородних студентов. Компании и предприятия должны получить возможность софинансирования, а также строительства жилья для своих рабочих (за счет льготного финансирования и землеотвода) без права коммерческой его перепродажи [5, с.75].
Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на все еще сохраняющийся высокий уровень образования, возникла острая нехватка среднего технического персонала и высококвалифицированных инженеров. На это жалуются 90% руководителей существующих в стране малых предприятий. Обучение по-прежнему оторвано от реальных запросов экономики, в результате чего выпускники учебных заведений плохо адаптируются к современной профессиональной деятельности.
Положение усугубляется еще и тем, что переход на двухуровневую систему высшего образования и европейские стандарты обучения существенно трансформирует структуру организационно-трудовых операций, требует корректировки лекционных курсов и переподготовки профессорско-преподавательского состава.
Поэтому переход на новую модель обучения следует рассматривать как следующий этап его модернизации. Именно данная модель позволяет западным странам, лидирующим на мировых рынках высоких технологий, своевременно обеспечивать экономику специалистами как среднего, так и высшего профессионального уровня. Этот опыт свидетельствует: результаты обучения определяются не его сроками, а тем, какие при этом используются технологии, каково содержание учебных программ, насколько оно соответствует требованиям динамично развивающихся рынка труда и экономики.
Один из важнейших аспектов инновационной деятельности вузов - организация стратегического партнерства с производственным сектором, с бизнес-сообществом, совместная подготовка кадров для промышленности, а также ученых и специалистов высшего класса. Хрестоматийным стал опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, где уже функционируют так называемые корпоративные университеты в рамках партнерства промышленности с учебными заведениями. Здесь студенты знают, где и на какой должности им предстоит работать по завершении учебы.
Наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а, следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит пре образование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор "человеческого капитала".
В последние десятилетия с развитием информационных технологий резко возрастает зависимость производительности от систем организации и управления. В результате децентрализации многих производств и перехода к сетевой форме организации, горизонтальным, децентрализованным моделям управления взамен строго иерархической системы вертикальных связей открываются возможности для снижения издержек за счет структурной гибкости, быстрой реакции на изменения, большего простора для инноваций, инициативы, творческих подходов и решений.
В рамках развития российской и татарстанской экономики предполагается использование кластерного подхода.
Кластерный подход в управлении экономическими процессами – необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики любой территории, любого государства. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластероориентированной территориальной политики. Успешны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Высокая конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяется, прежде всего, факторами, стимулирующими распространение новых технологий, характером и структурой взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации.
Кластерные системы характеризуются следующими особенностями [6]:
- наличием крупного предприятия – лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную стратегию всей системы;
- территориальной локализацией основной массы субъектов экономики - участников кластерной системы;
- устойчивостью хозяйственных связей субъектов экономики - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
- долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов основных систем управления, контроля качества и пр.;
- ориентацией продукции кластеров, как правило, на экспорт или импортозамещение.
Кластерный подход предполагает косвенное воздействие органов управления на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса.
Преимущества кластеров очевидны: для администрации – увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории [6].
Учитывая особенности татарстанской экономики, ее производственных и кооперационных и межрегиональных связей, имеющегося ресурсного потенциала, кроме уже существующих автомобилестроительного, нефтехимического и энергетического кластеров, необходимо направить усилия государственного управления на создание кластеров в области IT-технологий и электроники, в сферах АПК и строительства.
Список использованной литературы
1. Акимова Е.Н. Характеристика знания как ресурса "новой экономики" // Экономический вестник РТ. – 2008. – №5.
2. Коммисарова Т.А. Действия компаний, направленные на повышение эффективности труда персонала в условиях кризиса // маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №1.
3. Кондратьев В. Проблемы повышения эффективности российский экономики. – 2008. – №12.
4. Маркова Н.Н. Пути повышения эффективности использования факторов производства на предприятиях // Экономический вестник РТ. – 2009. – №2.
5. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятия // Управление персоналом. – 2009. – №3.
6. Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mert.tatar.ru/rus/info.php?id=108741