Смекни!
smekni.com

Философские основы хозяйства и экономики (стр. 2 из 3)

Философский подход предполагает анализ социального смысла духовности. Считается, что ядром, основой ее является выход отдельного человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо. Это альтруизм, принцип служения, противостоящий эгоизму, расчетливости. В настоящее время в нашей стране существование духовности, служение общему благу напрямую связывается с религиозным возрождением.

В современном российском обществе идея духовно-религиозного возрождения получила определенную активизацию. В документах недавно состоявшегося Всемирного Русского народного собора подчеркнута необходимость диалога, единения традиционных конфессий – православия, ислама, буддизма и иудаизма. Особо обращено внимание на сотрудничество, на общее служение людям, на возрождение национальной культуры, на сохранение нравственности.

Принципиальное значение сегодня приобретает задача выработки идейного стержня, духовного ядра в общественном сознании. Эта сложная и глубокая задача имеет своей главной целью сплотить общество, задать ему ясные и четкие ориентиры на целый исторический период. Ныне эта задача трактуется как поиски национальной российской идеи.

Можно спорить о том, даны ли нам законы нравственности свыше – Господом Богом, или они являют собой выстраданный опыт человечества, ту основу, без которой невозможно существование личности. В любом случае нравственные максимы человеческого жития известны давно. Можно считать, что впервые они были сформулированы в Ветхом Завете в виде заповедей Моисеевых (тех из них, которые не несут узко религиозного характера).

Конечно, эти заповеди не потеряли своей актуальности и почти за три тысячелетия. Они являются до настоящего времени основой нравственности жизни народов, исповедующих иудаизм, христианство, ислам.

Ключевую роль играет не столько провозглашение нравственных норм и запретов, сколько их реализация. Мораль должна замыкаться на конкретные виды деятельности, моральное действие (поступок) всегда связано с полнотой ответственности личности.

Духовно-нравственное оздоровление нашего общества, а также экономической жизни, идет в том числе и через усвоение и реализацию вечных нравственных законов. Ведь без совести, без честности, без заботы о людях, без четко исполняемых моральных правил невозможны успешные социально-экономические преобразования. Как видно этические вопросы занимают существенное место в проемном поле философии экономики.

Философия экономики имеет свой предмет изучения. Она выступает как особый вид философско-экономического теоретизирования. На основе общефилософских положении и принципов экономическая философия нацелена на рассмотрение основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества.

В центре внимания философии экономики находятся природа экономической жизни, сущность стороны экономических явлений и процессов. Философия экономики призвана дать представление о важнейших аспектах экономики, где воспроизводятся необходимые материальные условия существования людей.

Философия экономики рассматривает ключевую роль человека в развитии и функционировании экономики. Анализ экономических реалий осуществляется на основе применения философской методологии. Наряду с другими подходами, в том числе математическими, философский метод рассматривает экономику как многомерную и противоречивую систему. Однако именно философия задает общие ориентиры познавательной деятельности. В этом смысле она выступает как общая методология экономического познания. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности, причем разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И, в конечном счете, все это придает практическую значимость методологической функции философии экономики[2].

2. Философские основы хозяйства, экономики

Проблема выяснения базовых понятий (категорий) философии экономики приобретает принципиальное значение. Следует иметь в виду, что философский аспект базовых (основных) категорий экономики, во-первых, фиксирует убеждение человека о существовании окружающего хозяйственно-экономического мира и самого человека с его сознанием. Речь идет о подтверждении философско-онтологических оснований и предпосылок экономической реальности.

Во-вторых, базовые категории призваны дать адекватные знания о феноменах экономики. Это – гносеологический аспект. В-третьих, принципиальное значение приобретает статус базовых категорий, включающих ценностно-мировоззренческие установки и ориентации хозяйствующих субъектов, особенности мотивации их деятельности и поведения. Это антропоаксиологическая проблематика, речь идет о человеке в мире экономики.

В-четвертых, базовые категории не только выполняют функцию познавательных регуляторов, но и имеют значение целеполагания в практической деятельности.

В хозяйственно-экономической практике выстраиваются проекты, программы, которые опираются на философско-методологические принципы и категории.

К числу базовых категорий философии экономики следует отнести категории хозяйство, экономика, рынок. Самая широкая категория «хозяйство», которая отражает сложность и многоплановость экономического бытия общества. Хозяйство рассматривается как производство жизни, основной вид жизнедеятельности людей. Содержание этого понятия включает в себя человеческие, родовые и божественные параметры.

Родовым стержнем хозяйства является природопользование, т.е. здесь подчеркивается глубокая взаимосвязь хозяйствования и экологической деятельности. Эта проблематика получила основательную философскую разработку в трудах отечественных ученых.

Другая базовая категория «экономика» трактуется как важнейшая форма человеческой деятельности, включающая два различных аспекта. Впервые на это обратил внимание еще Аристотель. В своей книге «Политика» он различал экономику как ведение домашнего хозяйства, деятельность, направленную на удовлетворение насущных потребностей. И как такую сферу жизни, которая характеризуется осуществлением хозяйственных операций в целях получения прибыли, накопления богатства.

В современной социальной науке экономика определяется с разных точек зрения. Она толкуется как способ хозяйства, частный случай хозяйственной деятельности. Многие экономисты доказывают, что экономика по своему глубинному смыслу восходит к обмену, обменом она и существует. Причем обмен понимается как универсальный феномен общественной жизни и как действо, связанное с деньгами.

Другие социальные теоретики высказывают суждения о том, что суть экономики определяется характером труда, иные видят стержень в субстанции стоимости. Известно также определение экономики как совокупности производственных отношений. По мнению известного экономиста русского происхождения, лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева (1906–1999), экономика каждой страны – это большая система, в которой много разных видов хозяйственной деятельности и каждый компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимозависимости и от других звеньев. Таким образом, экономика – это система хозяйственных связей и отношений, особым образом упорядоченная структура.

Рассмотрим характеристику структуры экономики, сферы экономической системы. К ним обычно относят: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Речь идет о различных благах, в том числе продуктах питания, одежде, жилье, бытовой технике, машинах и т.д., а вообще понятие блага означает все то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Это предметы, продукты, явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность и отвечающие интересам, целям людей.

Для понимания человеческих благ большое значение имеет их классификация. Общепринято подразделение благ на материальные и нематериальные. Если материальные блага – это преимущественно вещи, предметы, то нематериальные создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, обеспечение здоровья людей, культура и т.д.). Это блага, позитивно воздействующие на развитие способностей и обеспечения здоровья людей.

Услуги – это целесообразная деятельность людей, результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. Например, транспортные, услуги связи и др.

Понятие производства ассоциируется в первую очередь с изготовлением материальных продуктов. А на самом деле доля материального производства во всех ведущих странах в течение десятилетий устойчиво снижается, уступая место сфере услуг. В этой сфере ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов. Средства массовой коммуникации обрабатывают огромное количество информации, заполнившая все и вся реклама предлагает образцы продуктов, не слишком жестко связанные с их реальными свойствами.

В науке и в повседневной практике важное значение приобретает товар как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Он обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодность к обмену. Обычно говорят, что в этом смысле способность товара составляет его потребительскую стоимость. Речь идет о принципиальной социально-экономической проблематике, которая имеет давнюю историю, различные подходы и трактовки.