Омский Государственный Университет.
Курсовая работа
по теории государства и права
Тема: Правосознание.
Выполнил: студент гр. Ю-95
Горохов Константин.
Проверил: Певнев А.Н.
г. Омск. 2000 г.
План.
1. Введение………………………………………………………… стр. 3
2. Понятие правосознания………..……………………… стр. 4
3. Элементы и структура правосознания………… стр. 8
4. Виды правового сознания…………………………… стр. 12
5. Функции правового сознания……………………… стр. 16
6. Правовой нигилизм и правовой идеализм… стр. 18
7. Заключение…………………………………………………… стр. 29
Список литературы…………………………………………………стр. 31
1. Введение.
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Так же в своей работе я рассмотрел вопрос, когда слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения и потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, и они играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.
В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто, но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с господствующей до недавних дней марксистско-ленинской идеологией, что не мало осложняло мои исследования в этом вопросе). Что касается правового нигилизма и правового идеализма, то разработка этих вопросов началась в нашей науке сравнительно недавно в конце 80-х начале 90-х XX века. Основные ученые, которые занимались разработкой этой проблемой, являются Матузов Н.И. и Туманов В.А. Долгая не разработка вопросов правового нигилизма и идеализма так же связана с господствовавшей идеологией, которая эти проблемы исключала в принципе.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.
2. Понятие правосознания.
Для того, что бы рассмотреть вопрос о понятии правового сознания нам следует обратиться к различным подходам к пониманию права, потому что правосознание есть одна из категорий права (но в соответствии с разными концепциями понимания права, что будет сказано далее, правовое сознание играет разную роль в существовании и развитии права).
И так рассмотрим три основных подхода к пониманию права и в соответствии с ними определимся, какое место занимает правосознание в существовании права. Эти подходы выделяют в зависимости от того, в чем усматривается основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – нормативисткий, психологический и социологический[1] (это три узких подхода, а широкий подход к пониманию права объединяет норму права, правосознание и правоотношение в основе права). Нормативисткий подход к пониманию права ставит в основу права – юридическую норму. Тем самым он игнорирует роль правового сознания в создании и реализации правовых норм. Психологическая теория основывается на правосознании, эта теория признает правом конкретную психическую деятельность реальность – правовые эмоции человека. Интуитивное право и выступает регулятором человеческого поведения и потому рассматривается как реальное, действительное право. Социологическая теория права рассматривает как эмпирическое явление, в основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством, а нормы закона и правосознание не отрицаются этой теорией, а рассматриваются как признаки права. Само же право это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Рассмотрев эти три подхода можно прийти к выводу, что ни один из них не состоятелен в отношении реальной действительности, ведь ни один из этих подходов не является господствующим в нашем государстве. Но наиболее признанным является широкий подход к пониманию права, который ставит в основу права данные три правовых явления – норму права, правосознание и правовые отношения, иными словами эти явления имеют одинаковую роль в существовании права. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вместе с тем они играют большую роль в существовании права.
Правосознание является одной из форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма отражения объективной действительности осуществляемая человеком1. Формы общественного сознания существуют в своем единстве, как одно целое — активное отражение общественного бытия. Среди форм общественного сознания выделяют правовое сознание, политическое сознание, нравственное или моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие. Эти формы сознания существуют в тесной связи, т.к. их носитель человеческий мозг является общим для всех форм сознания и это обуславливает их взаимосвязь и если говорят о каких либо формах сознания, то предполагают, что это определенные мысли о какой-либо определенной сфере жизни, например в области религии. Поэтому при рассмотрении правосознания следует учитывать тесное взаимосуществование всех форм общественного сознания. Нет формы сознания безразличной, нейтральной к праву2. Наиболее активно взаимодействуют с правосознанием политические, нравственные и экономические воззрения.
Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания, которая с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов общественного сознания закономерностям, а с другой стороны, обладает определенными особенностями, что позволяет её отделить от других форм общественного сознания.
В отечественной литературе существует другой подход на изучение правосознание. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки наряду с правом и правовыми отношениями. Право, право сознание и правоотношения находятся в тесной связи друг с другом, они взаимодействуют и даже взаимопроникают3. Но не стоит отождествлять эти явления, так как они не совпадают ни в своем содержании, ни в формах проявления. Эти категории выступают в качестве разно порядковых, относительно самостоятельных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию, свою особую роль в едином процессе функционирования правовой надстройки1. Но это подход не отрицает существования правосознания как формы общественного сознания.
И так, правовое сознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности2.
Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения правосознания являются окружающая юридическая или правовая действительность. В юридическую действительность входят правоотношения, юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права и т.д., одним словом, все, что связано с правом. В юридическую действительность включают и те общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает вследствие объективных свойств присущих законодательству и общественным отношениям соответственно статичностью и динамичностью.
Так же специфичным для правосознания является способ отражения юридической действительности. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредствам специальных юридических категорий. Категории правосознания – это наиболее общие понятия, с помощью которых общество оценивает юридическую действительность. Основными, присущими только правовой форме общественного сознания, являются категории юридических прав, юридических обязанностей и законности1. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права, как правомерное (соответствующее правам, обязанностям и требованиям законности, вытекающие из норм права) и неправомерным (противоречащее обязанностям или нарушающее права, вытекающие из правовых норм). Законность, юридические права и обязанности – это наиболее общие категории, свойственные любому типу правосознания. Из этих категорий развиваются все другие более сложные категории: правосубъектность, право порядок, правонарушение; и такие понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное, юридическое и неюридическое. Категории правового сознания не являются неизменными. Их смысл и содержание зависит от господствующих политических, экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.