Смекни!
smekni.com

Фискальная политика государства (стр. 3 из 7)

Дискреционная фискальная политика предусматривает также дополнительные расходы на социальные нужды. Хотя пособия по безработице, пенсии, пособия малоимущим и другим категориям нуждающихся регулируются с помощью встроенных стабилизаторов (повышаются или понижаются по мере поступления налогов, зависящих от доходов), тем не менее, правительство может осуществить специальные программы помощи этим категориям граждан в трудные времена экономического развития.

Таким образам, приходим к выводу, что эффективная фис­кальная политика должна опираться, с одной стороны, на меха­низмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой — на тщательное, осторожное дискреционное регули­рование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуля­торы экономики должны функционировать согласованно с созна­тельным регулированием, организованным государством.

Вообще говоря, весь опыт развития рыночной эконо­мики, в особенности нашего столетия, свидетельствует о том, что в развитии экономики и других систем социальной жизни самоорганизация должна идти нога в ногу с органи­зацией, т.е. сознательным регулированием экономических процессов государством.

Однако такое регулирование достигается непросто. Нач­нем с того, что необходимо своевременно прогнозировать спад или инфляцию, когда они еще не начались. Опираться в таких прогнозах на статистические данные вряд ли целе­сообразно, поскольку статистика подводит итог прошлому, и поэтому из нее трудно определить тенденции будущего развития. Более надежным инструментом прогнозирования будущего уровня ВВП является ежемесячный анализ опере­жающих индикаторов, к которому часто обращаются поли­тические деятели развитых стран. В этом индексе указыва­ется 11 переменных, характеризующих текущее состояние экономики, в числе которых средняя продолжительность рабочей недели, новые заказы на потребительские товары, цены рынка акций, изменение заказов на товары длитель­ного пользования, изменение цен некоторых видов сырья и т.п. Ясно, что если происходит, например, сокращение ра­бочей недели в обрабатывающей промышленности, умень­шаются заказы на сырье, сокращаются заказы на потреби­тельские товары, то с известной вероятностью можно ожи­дать в будущем спада производства.

Тем не менее, определить точное время, когда наступит спад, довольно трудно. Но даже в этих условиях пройдет немало времени, прежде чем правительство предпримет со­ответствующие меры. К тому же в интересах наступающей избирательной кампании оно может осуществить такие по­пулистские меры, которые не оздоровят, а только ухудшат экономическое положение. Все такого рода внеэкономиче­ские факторы будут идти вразрез с потребностями достиже­ния стабильности производства.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и умень­шать государственные расходы.

1.3 Инструменты фискальной политики

Государственные расходы на закупку товаров и услуг являются новым компо­нентом в общей сумме рас­ходов на производство ЧВП. Чтобы понять влия­ние таких расходов на из­менение производства внутреннего продукта, не­обходимо сопоставить их с совокупными расходами на потребление и инвестиции. Для этого обратимся к графическому анализу.

На оси абсцисс отложим раз­меры ЧВП, а на оси ординат — расходы населения, предпри­ятий и государства на потребление. Тогда точки, расположен­ные на биссектрисе координатного угла, отобразят те состоя­ния экономической системы, в которых объем ЧВП будет полностью потреблен населением, предприятиями и государ­ством. Иными словами, совокупные расходы в этих точках окажутся равными соответствующему объему ЧВП.

Построим теперь график потребления, который пересе­чет биссектрису в точке А, в которой расходы населения С будут равны его потреблению. Чтобы сделать нашу модель более реалистичной, учтем расходы предприятий на инве­стиции, т.е. добавим к потребительским расходам населе­ния инвестиционные расходы. График совокупных расхо­дов потребления населения и предприятий С + Ин пересе­чет биссектрису в точке В, в которой их потребление будет равно другому объему ЧВП. Наконец, добавим ко всем этим расходам закупки товаров и услуг государством. Гра­фик С + Ин + G пересечет биссектрису в точке, где расхо­ды населения, предприятий и государства будут равны третьему объему ЧВП.

Из рисунка видно, что всякий раз, когда возрастают доба­вочные расходы на инвестиции и государственные закупки, увеличивается и равновесный объем производства (ЧВП). В точке А, где устанавливается равновесие между расходами на­селения и его потреблением, этот объем выражается величи­ной ОА\ на оси абсцисс. В точке В, где равновесие достигается между расходами населения и предприятий, с одной стороны, и их потреблением соответствующего объема ЧВП, с другой — первоначальная величина увеличивается на А\В\, т.е. состав­ляет отрезок величиной ob{. Наконец, в точке равновесия £, где прямая пересекает биссектрису, объем ЧВП достигает ве­личины ОЕ\. С возрастанием расходов на инвестиции и госу­дарственные закупки происходит сдвиг вверх соответствую­щих прямых потребления и инвестиций, а также потребления, инвестицией государственных расходов. Легко понять, что с уменьшением тех же государственных расходов произойдет сдвиг вниз прямой совокупных расходов на потребление, ин­вестиции и государственных расходов. При этом в качестве исходного рассматривается прямая расходов на потребление населения, содержащая всего один компонент. Следовательно, с возрастанием государственных расходов происходит пере­мещение точки макроравновесия по биссектрисе, вызванное сдвигом вверх прямой совокупных расходов, и соответственно увеличивается объем ЧВП. С уменьшением таких расходов мы получим противоположный результат.

Государственные расходы, таким образом, увеличивают совокупные расходы, а тем самым стимулируют совокупный спрос, что в свою очередь содействует увеличению объема чистого внутреннего продукта (ЧВП), а в конечном счете и валового внутреннего продукта (ВВП). Ясно также, что госу­дарственные расходы, как и расходы на потребление и инве­стиции, способствуют росту национального производства, и поэтому должны быть использованы в качестве регулятора при спаде производства.

Поскольку, однако, уменьшение этих расходов вызывает сокращение производства, то они должны также приме­няться при буме и инфляции, чтобы сохранить макроэко­номическую стабильность и занятость. В модели Д.Кейнса именно государст­венные расходы предназначались в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности и занятости. В рамках фискальной политики они тоже играют главную роль в сравнении с налогообло­жением. Но чтобы понять, почему это происходит, нужно обратиться к анализу мультипликатора государст­венных расходов.

В результате предыдущего обсуждения мною был сделан вывод о том, что возрастание государственных расходов приво­дит к увеличению объема ЧВП, а следовательно, и ВВП. Сокращение этих расходов, напротив, уменьшает равновес­ный объем ЧВП. Графически это можно представить как движение точки макроравновесия по биссектрисе: в первом случае она перемещается вверх, во втором — вниз. Возни­кает, однако, вопрос: в какой мере происходит такое увели­чение или уменьшение объема ЧВП или ВВП?

Поскольку государственные расходы в принципе ничем не отличаются по своему действию от других видов совокуп­ных расходов, например, от инвестиций, постольку к ним в полной мере относятся все рассуждения, которые были мною выведены ра­нее о мультипликаторе инвестиций. Это означает, что государ­ственные расходы на закупку товаров и услуг обладают мультипликационным, или множительным, эффектом. Но чтобы отличать мультипликатор государственных расходов от инве­стиционного, можно обозначить первый той же буквой, но добавив индекс г. Тогда по аналогии мы можем определить этот мультипликатор как отношение приращения ЧВП к приращению государственных расходов (ГР):

Поскольку валовой внутренний продукт отличается от чистого учетом расходов на амортизацию, для него соответ­ствующий мультипликатор определяется как приращение ВВП по отношению к государственным расходам:

Графически мультипликационный эффект можно пред­ставить в виде увеличения размеров ЧВП или ВВП при сдвиге вверх прямой совокупных расходов на потребление, инвестиции и государственные закупки.

Пред­положим, что макроравновесие устанавливается в точке пересечения этой прямой с биссектрисой в точке Е. Тогда мультипликатор го­сударственных расходов действует аналогично муль­типликатору инвестиций. Поэтому его можно опре­делить по аналогии с ним:

В рассматриваемом примере мною принят ПСП, равной 3/4, откуда определили мультипликатор Кг = 4. Но, как уже известно, ПСП + ПСС= 1, отсюда следует, что

Налоги составляют часть фискальной политики, с их помощью государство регулирует функционирование ры­ночной экономии. Такое регулирование достигается не прямо и непосредственно, как при государственных расхо­дах, а косвенно, через воздействие на потребление и сбере­жения населения. Чтобы лучше разобраться в этом, пред­положим, что государство вводит единовременный налог на население в размере а млн. руб., причем величина налога не зависит от размера ЧВП. Нетрудно понять, что в этом случае доход, которым располагает население, уменьшится также на а млн. руб. Однако теперь уменьшение дохода вызовет сокращение не только потребления, но и сбереже­ний населения. Для простоты расчетов допустим, что при этом предельная склонность к потреблению (ПСП) и сбе­режению (ПСС) будут одинаковы, т.е. ПСП = ПСС = 1/2.