Предпосылки развития и систематизация правовых
отношений на территории Древнерусского государства
Во второй половине IX века на территории Восточной Европы, занимаемой древними славянскими племенами, сложилось Древнерусское феодальное государство, называемое также Киевской Русью, которое в X-XI вв. представляло собой крупнейшее в Европе феодальное государство, объединившее к этому времени половину восточно славянских племен и обложившее данью народы Прибалтики и Поволжья.
Древнерусское феодальное государство возникло в результате длительного, постепенного и непрерывного разложения первобытнообщинного строя и раскола общества на антагонистические классы. Образование этого государства явилось закономерным завершением длительного формирования феодальных отношений в районах, издревле населенных восточным славянством.
Развитие производительных сил и рост частной собственности привели в конечном итоге к образованию двух классов: феодалов и феодально-зависимого крестьянства.
По мере вызревания феодальных отношений повсеместно проходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли — феодалов. Древняя Русь в IX в. и в начале X в. знала уже разветвленную феодальную иерархию с установлением соподчинения феодалов разных ступеней. На разных ступенях феодально-иерархической лестницы стояли крупные феодалы — бояре, князья черниговские, ростовские, полоцкие, переяславские, любечские и др. Вершину этой социальной лестницы занимал великий киевский князь, являвшийся главой всей феодальной иерархии — верховным сюзереном. Формирующийся класс феодалов расширял свои земельные владения и закабалял крестьян, некогда свободных общинников. В этом он встречал полную поддержку государства, активно способствующего упрочению и развитию феодальных отношений.
Одновременно с формированием класса феодалов шел процесс формирования класса феодально-зависимого населения: сельские общинники, являвшиеся ранее свободными, а затем, в результате захвата общинных земель духовными и светскими феодалами, превратившиеся в феодально-зависимых; люди, попавшие под патронат — изгои, рядовичи, прикладники, закладники, прощенщики, задушные люди и т.д.; закабаленные люди — закупы, вдачи, наймиты — разорившиеся общинники, вынужденные пойти в кабалу к феодалам; холопы, посаженные на землю. Вся совокупность работающих в хозяйстве феодала зависимых людей носила название “челяди”. Экономическое и правовое положение каждой из этих групп зависимого населения было неодинаково. Так, например, значительные различия существовали между посаженными на землю холопами и попавшими в феодальную зависимость крестьянами-общинниками. Всей массе феодально-зависимого населения стало присваиваться название “смердов”. По своему положению смерды были неполноправными людьми. Часть из них, не попавшая в личную зависимость от отдельных феодалов, эксплуатировалась феодальном государством при помощи обложения данью.
Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании прочной государственной власти и государственного аппарата, с помощью которого он смог бы закрепить за собой общинные крестьянские земли, закабалить свободное крестьянское население, подавить его сопротивление, а также обеспечить защиту страны от внешних вторжений. В этих условиях образование крупнейшего в Европе Древнерусского государства явилось закономерным завершением длительного исторического процесса. Под воздействием тех же исторических факторов вместе с оформлением феодального общества и государства стало развиваться и феодальное право, получившее окончательное оформление в Русской Правде.
Русская Правда : характеристика и анализ.
Этапы развития древнерусского права.
До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 — 18), Правды Ярославичей (ст. 19 — 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 — 121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.
В период формирования феодальных отношений главным источником права было обычное право. С образованием Древнерусского государства создается уже определенная система норм феодального права, которая получает дальнейшее развитие по мере усиления в Киевской Руси феодального уклада.
Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. В этом нас убеждают наиболее ранние, дошедшие до нас памятники древнерусского феодального права, каковыми являются договоры киевских князей с Византийской империей, относящиеся как раз к X в. (907, 911, 945, 971 гг.).
Первая попытка унификации норм древнерусского права была предпринята Владимиром I, который в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь за убийство, а затем был вынужден заменить ее денежными штрафами за убийство — “вирами”, превратив их в один из важнейших источников доходов княжеской казны.
Вторая попытка унификации норм русского права была сделана после смерти Владимира его сыном Ярославом Мудрым (1015-1054 гг.). Ему приписывается составление юридического сборника, известного под названием “Древней Правды” или “Правды Ярослава”. Правда Ярослава отразила нормы раннефеодального права. Ее главным источником было древнерусское обычное право. Для того, чтобы нормы обычного права не могли по разному регулировать одни и те же отношения в разных частях государства, Ярослав санкционировал и распространил на всю территорию ту систему обычного права, которая возникла в самом Киеве, сделав ее обязательной, таким образом, для всех остальных частей своей державы. Не исключена и такая возможность, что Ярослав одновременно устанавливал и новые нормы права, изменявшие, дополнявшие, развивавшие и улучшавшие нормы обычного права. Правда Ярослава — свод норм русского обычного права, сложившегося главным образом в IX — X вв., приспособленного к развивающимся феодальным отношениям и ставившего перед собой задачу ограничения древних общинных обычаев. В этих целях Правда Ярослава приняла меры к ограничению права кровной мести. В ней кровная месть сохраняется только в отношении убийства и при этом ограничивается кругом ближайших родственников убитого. Во всех остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство (“вирами”) по постановлению суда.
Появление Правды Ярослава, наряду с этим, было весьма примечательным явлением в истории русского права и в другом отношении: она явилась первым письменным сводом законов Древнерусского государства.
Следующим этапом в развитии русского феодального права явилась “Правда Ярославичей” — новый юридический сборник Киевской Руси, в котором нашло отражение окончательное оформление основных начал этого права. Она была принята на съезде Ярославичей, то есть детей Ярослава, с их дружинниками в период, предположительно, с 1054 по 1072 гг.
В отличие от Правды Ярослава, главным источником которой были нормы обычного права, Правда Ярославичей базировалась на княжеском законодательстве и судебной практике. Она уже не ограничивает, а вовсе запрещает кровную месть, во всех случаях заменяя ее системой денежных штрафов (“вир”), строго учитывая при этом общественное положение убитого. Целой системой специальных штрафов Правда Ярославичей охраняла от покушений со стороны крестьян незыблемость феодальной собственности, и в первую очередь княжескую собственность — землю, амбары, скот, борть.
Начало XII в. в жизни Киевской Руси ознаменовалось резким обострением классовых противоречий. Феодальная эксплуатация, княжеские усобицы, сочетаемые с неурожаями, голодом, привели в этот период к усилению разорения и обнищания народных масс. В 1113 году в Киеве вспыхнуло мощное восстание городских социальных низов и окрестного крестьянства. Восставшие разгромили дома тысяцкого, сотских, многих киевских ростовщиков. В это трудное время на Киевский великокняжеский престол был приглашен сильный и влиятельный князь Владимир Мономах (1113 — 1125 гг.), который в 1113 году созвал в селе Берестове особое совещание знати, на котором был принят специальный юридический сборник, названный “Уставом Владимира Мономаха”. Этот Устав состоял из ряда постановлений, имевших своей целью несколько смягчить классовые противоречия в Киевском государстве.
Устав Владимира Мономаха отличается от Правды Ярослава и Ярославичей большей полнотой правового регулирования феодальных отношений. Наряду с достаточно подробной регламентацией отношений, вытекающих из обязательств, он устанавливает основные принципы феодального семейного, наследственного и опекунского права, а также содержит большой раздел, посвященный уголовному и процессуальному праву. Устав Владимира Мономаха означает новый этап в развитии древнерусского феодального права. Большинство постановлений Устава были приняты в отмену сложившейся до Владимира Мономаха судебной практики, а иные — в отмену ранее изданных княжеских постановлений.
Ко второй половине XII в. древнерусское государство распалось и Русь окончательно раздробилась на множество мелких княжеств. В этих условиях законодательное развитие норм Русской Правды прекратилось.
По мере углубления распада и обособления отдельных русских земель, в XIV — XV веках стали появляться различия в правовом развитии этих земель. Эти различия вытекали из особенностей экономического и общественного развития. Стали появляться новые нормы, противоречащие в какой-то степени нормам Русской Правды. Это стало особенно заметным в русском государстве в XIV — XV вв., когда возникли существенные различия между нормами Правды и нормами обычного права. Это вызвало необходимость предпринять попытку переработать Русскую Правду с таким расчетом, чтобы исключить из нее устаревшие нормы, противоречащие духу нового времени. В результате этого появилась третья, Сокращенная из Пространной, редакция Русской Правды. Место и время возникновения этой редакции точно не установлены. Однако учитывая, что списки этой редакции были обнаружены в московских кормчих книгах и ее авторы подвергли изменению нормы Русской Правды в духе московского права, можно предположить, что она возникла в Москве или Московском княжестве приблизительно в середине XV века.