Смекни!
smekni.com

Предъявление обвинения (стр. 9 из 9)

Кроме того, следователь не имеет права назначить защитника без согласия обвиняемого. Заменить одного защитника другим можно лишь по ходатайству или с согласия обвиняемого.

По делам несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, следователь обязан при отсутствии приглашенного защитника направить в президиум коллегии адвокатов или юридическую консультацию требование о назначении защитника. Такое требование следователя обязательно для исполнения в силу ч. 5 ст. 127 и ч 7 ст. 47 УПК

Обвиняемый может в любой момент отказаться от защитника, однако такой отказ допустим лишь по инициативе самого обвиняемого. Следователь (лицо, производящее дознание) не вправе оказывать давление на обвиняемого с целью заставить его отказаться от защитника.

Отказ от защитника, заявленный несовершеннолетним обвиняемым или лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту, для следователя необязателен (ст. 50 УПК). Несоблюдение следователем требований закона об участии защитника с момента предъявления обвинения влечет обязательное возвращение дела для дополнительного расследования2

Предъявление обвинения в случае, когда обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Если обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь (лицо, производящее дознание) обязан при предъявлении обвинения, так же как и при допросе обвиняемого, пригласить переводчика, который осуществит перевод постановления о привлечении в качестве обвиняемого на родной язык обвиняемого или на другой язык, которым последний владеет. Исходя из положений ст 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержание предъявленного обвинения должно быть не только переведено, но и сообщено обвиняемому на понятном ему языке. Следует помнить, что в данном случае на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого помимо подписей обвиняемого и следователя (лица, производящего дознание) должна стоять подпись переводчика.

Заключение

Процессуальное значение акта привлечения в качестве обвиняемого со­стоит в том, что с этого момента в уголовном процессе появляется человек, изобличенный в совершении конкретного преступления, и, кроме того, ус­танавливаются границы ответственности данного лица. Указанный факт имеет место, поскольку дословно повторяющая содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого формулировка резолютивной части обвинительного заключения определяет пределы судебного разбирательства. Как уже отмечалось, суд может рассматривать дело только в отношении об­виняемого и лишь в рамках предъявленного последнему обвинения.

С момента привлечения в качестве обвиняемого в деле появляется процессуальная фигура обвиняемого, который наделен широким кругом процессуальных прав. Согласно ст. 46 УПК обвиняемым признается ли­цо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Привлечение лица в качестве обвиняемого и последующее предъявле­ние ему обвинения имеют большое значение не только для предваритель­ного расследования, но и для судебного рассмотрения и разрешения уго­ловного дела. Своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечивает охрану их прав и законных интересов. Состоявшееся привлечение лица в качестве обвиняемого имеет существенное значение для самого гражданина, в отношении которого проводится предварительное расследование. Объясняется это тем, что у обвиняемого появляется больше возможностей для осуществления своего права на защиту. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого, предос­тавляются предусмотренные законом права, в том числе право знать, в совершении какого преступления он обвиняется. Несвоевременное при­влечение лица в качестве обвиняемого, промедление с предъявлением об­винения, а также перенос данного действия на конец предварительного расследования, как это иногда случается на практике, являются разновид­ностями ограничения законного права обвиняемого на защиту.

Рассмотренная закономерность касается прав не только обвиняемого, но и всех остальных граждан. Привлекая к ответственности лицо, совершившее преступление, мы реализуем принцип неотвратимости ответственности, имеющий профилактическую направленность, тем самым защищаем граждан от преступлений, которые могли бы совершиться в дальнейшем. Эта задача может быть успешно выполнена лишь при условии соблюдения требований законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых.

Значение института привлечения лица в качестве обвиняемого в большой степени зависит от точности выполнения следователем положений уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок предъявления обвине­ния и проведения допроса обвиняемого, а также разъяснения последнему его прав. Соблюдение следователем норм, установленных законом, является не­обходимой гарантией полноты, объективности и всесторонности предвари­тельного расследования, а в последующем - и судебного разбирательства.

В то же время ошибочное, преждевременное принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого способно нанести невиновному гражданину не только моральные страдания, но и материальный вред;

Кроме того, такая ошибка чревата осложнением процесса установления истины по делу, а также раскрытия преступления.

Вопрос о своевременности вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого всегда актуален, поскольку только после приня­тия такого решения гражданин наделяется правами обвиняемого. До этого (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УПК) его не знако­мят с постановлением о назначении экспертизы. У гражданина нет права ходатайствовать о назначении эксперта из числа указанных им лиц, присут­ствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы, давать объяснения эксперту и т. п. С другой стороны, предъявление обвинения невиновному приводит в действие институт возмещения ущерба, причинен­ного незаконными действиями органов дознания, предварительного следст­вия, прокуроров и суда. Соответственно, если следователь (орган дознания и др.) был вправе предъявить обвинение (вынес постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого своевременно), то его нельзя затем привлечь к ответственности за принятое решение (осуществленное действие). И напротив, если следователь (орган дознания и др.) не имел права привле­кать лицо в качестве обвиняемого (допустим, при наличии одной лишь ве­роятностной вины лица), то он (следователь, орган дознания) понесет за свои действия, как минимум, дисциплинарную ответственность. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Первый. Сущность акта привлечения лица в качестве обвиняемого за­ключается в том, что он является процессуальным выражением привле­чения лица к уголовной ответственности.

Второй. Значение акта привлечения лица в качестве обвиняемого предопределяется появлением после оформления соответствующего по­становления следователя такой процессуальной фигуры, как обвиняе­мый, а также предъявленного обвинения. Кроме того, на судебных ста­диях уже невозможно в целях изменения обвинения перейти на статью или часть (пункт) статьи, которые предусматривают более строгое нака­зание или существенно отличаются от предъявленного обвинения.

Третий. Привлечение в качестве обвиняемого служит юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения между обвиняемым, следователем и прокурором. Четвертый. Привлечение лица в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по всестороннему, полному и объективному исследованию имеющих значение для дела обстоятельств.

Литература:

Лукашевич В.3. Установление уголовной ответственности...

Дьяченко М.С. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. // Уголовный процесс. / Под общей ред. П.А. Лупинской. - М.:

Юрист, 1995,

Уголовный процесс: Учебник для иностранных слушателей вузов МВД СССР. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Академия МВД СССР, 1989; Совет­ский уголовный процесс: Учебник. / Под ред. Н.С. Алексеева, В.3. Лукашевич, П.С. Элькинд. - М., 1972; Шимановский В.В. Привлечение в качестве об­виняемого. - Л., 1983

Сергеев А.И. Привлечение в качестве обвиняемого. // Советский уголовный процесс: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юридическая литература, 1990, Дроздов Г.В. Привлечение в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого. // Учебник уголовного процесса. - М.: Фирма "Спарк", 1995,

Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1967

Стецовский Ю.И. “Если человек обвинен в преступлении” М., 1988

Корнеева Л. М. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. М., Академия МВД СССР ,1982

Фаткуллин Ф.Н. Изменение обвинения – М., Юридическая литература, 1971

Нормативные:

УПК 1960г

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. // СЗ РФ. - 1995, № 17, ст. 1472; а также О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам:

Договор между РФ и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 3; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 5; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Литовской Республикой от 21 июля 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 6; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 года. // СЗ РФ. - 1995, № 20, ст. 1766; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 года. // СЗ РФ. - 1995, № 21, ст. 1932 и др.

Комментарий к УПК РСФСР. - 1981.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебном приговоре”. От 26 апреля 1996 года

Постановление Пленума Верховного Суда СССР “ О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту” от16 июня 1978 года

Постановление Пленума Верховного Суда РФ “ Об обеспечении всесторонности , полноты и объективности рассмотрения судами уголовных дел” от 21 апреля 1987 года