Кроме того, следователь не имеет права назначить защитника без согласия обвиняемого. Заменить одного защитника другим можно лишь по ходатайству или с согласия обвиняемого.
По делам несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, следователь обязан при отсутствии приглашенного защитника направить в президиум коллегии адвокатов или юридическую консультацию требование о назначении защитника. Такое требование следователя обязательно для исполнения в силу ч. 5 ст. 127 и ч 7 ст. 47 УПК
Обвиняемый может в любой момент отказаться от защитника, однако такой отказ допустим лишь по инициативе самого обвиняемого. Следователь (лицо, производящее дознание) не вправе оказывать давление на обвиняемого с целью заставить его отказаться от защитника.
Отказ от защитника, заявленный несовершеннолетним обвиняемым или лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту, для следователя необязателен (ст. 50 УПК). Несоблюдение следователем требований закона об участии защитника с момента предъявления обвинения влечет обязательное возвращение дела для дополнительного расследования2
Предъявление обвинения в случае, когда обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.
Если обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь (лицо, производящее дознание) обязан при предъявлении обвинения, так же как и при допросе обвиняемого, пригласить переводчика, который осуществит перевод постановления о привлечении в качестве обвиняемого на родной язык обвиняемого или на другой язык, которым последний владеет. Исходя из положений ст 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержание предъявленного обвинения должно быть не только переведено, но и сообщено обвиняемому на понятном ему языке. Следует помнить, что в данном случае на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого помимо подписей обвиняемого и следователя (лица, производящего дознание) должна стоять подпись переводчика.
Заключение
Процессуальное значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит в том, что с этого момента в уголовном процессе появляется человек, изобличенный в совершении конкретного преступления, и, кроме того, устанавливаются границы ответственности данного лица. Указанный факт имеет место, поскольку дословно повторяющая содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого формулировка резолютивной части обвинительного заключения определяет пределы судебного разбирательства. Как уже отмечалось, суд может рассматривать дело только в отношении обвиняемого и лишь в рамках предъявленного последнему обвинения.
С момента привлечения в качестве обвиняемого в деле появляется процессуальная фигура обвиняемого, который наделен широким кругом процессуальных прав. Согласно ст. 46 УПК обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
Привлечение лица в качестве обвиняемого и последующее предъявление ему обвинения имеют большое значение не только для предварительного расследования, но и для судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечивает охрану их прав и законных интересов. Состоявшееся привлечение лица в качестве обвиняемого имеет существенное значение для самого гражданина, в отношении которого проводится предварительное расследование. Объясняется это тем, что у обвиняемого появляется больше возможностей для осуществления своего права на защиту. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого, предоставляются предусмотренные законом права, в том числе право знать, в совершении какого преступления он обвиняется. Несвоевременное привлечение лица в качестве обвиняемого, промедление с предъявлением обвинения, а также перенос данного действия на конец предварительного расследования, как это иногда случается на практике, являются разновидностями ограничения законного права обвиняемого на защиту.
Рассмотренная закономерность касается прав не только обвиняемого, но и всех остальных граждан. Привлекая к ответственности лицо, совершившее преступление, мы реализуем принцип неотвратимости ответственности, имеющий профилактическую направленность, тем самым защищаем граждан от преступлений, которые могли бы совершиться в дальнейшем. Эта задача может быть успешно выполнена лишь при условии соблюдения требований законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых.
Значение института привлечения лица в качестве обвиняемого в большой степени зависит от точности выполнения следователем положений уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок предъявления обвинения и проведения допроса обвиняемого, а также разъяснения последнему его прав. Соблюдение следователем норм, установленных законом, является необходимой гарантией полноты, объективности и всесторонности предварительного расследования, а в последующем - и судебного разбирательства.
В то же время ошибочное, преждевременное принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого способно нанести невиновному гражданину не только моральные страдания, но и материальный вред;
Кроме того, такая ошибка чревата осложнением процесса установления истины по делу, а также раскрытия преступления.
Вопрос о своевременности вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого всегда актуален, поскольку только после принятия такого решения гражданин наделяется правами обвиняемого. До этого (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УПК) его не знакомят с постановлением о назначении экспертизы. У гражданина нет права ходатайствовать о назначении эксперта из числа указанных им лиц, присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы, давать объяснения эксперту и т. п. С другой стороны, предъявление обвинения невиновному приводит в действие институт возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуроров и суда. Соответственно, если следователь (орган дознания и др.) был вправе предъявить обвинение (вынес постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого своевременно), то его нельзя затем привлечь к ответственности за принятое решение (осуществленное действие). И напротив, если следователь (орган дознания и др.) не имел права привлекать лицо в качестве обвиняемого (допустим, при наличии одной лишь вероятностной вины лица), то он (следователь, орган дознания) понесет за свои действия, как минимум, дисциплинарную ответственность. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Первый. Сущность акта привлечения лица в качестве обвиняемого заключается в том, что он является процессуальным выражением привлечения лица к уголовной ответственности.
Второй. Значение акта привлечения лица в качестве обвиняемого предопределяется появлением после оформления соответствующего постановления следователя такой процессуальной фигуры, как обвиняемый, а также предъявленного обвинения. Кроме того, на судебных стадиях уже невозможно в целях изменения обвинения перейти на статью или часть (пункт) статьи, которые предусматривают более строгое наказание или существенно отличаются от предъявленного обвинения.
Третий. Привлечение в качестве обвиняемого служит юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения между обвиняемым, следователем и прокурором. Четвертый. Привлечение лица в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по всестороннему, полному и объективному исследованию имеющих значение для дела обстоятельств.
Литература:
Лукашевич В.3. Установление уголовной ответственности...
Дьяченко М.С. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. // Уголовный процесс. / Под общей ред. П.А. Лупинской. - М.:
Юрист, 1995,
Уголовный процесс: Учебник для иностранных слушателей вузов МВД СССР. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Академия МВД СССР, 1989; Советский уголовный процесс: Учебник. / Под ред. Н.С. Алексеева, В.3. Лукашевич, П.С. Элькинд. - М., 1972; Шимановский В.В. Привлечение в качестве обвиняемого. - Л., 1983
Сергеев А.И. Привлечение в качестве обвиняемого. // Советский уголовный процесс: Учебник. / Под ред. В.П. Божьева. - М.: Юридическая литература, 1990, Дроздов Г.В. Привлечение в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого. // Учебник уголовного процесса. - М.: Фирма "Спарк", 1995,
Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1967
Стецовский Ю.И. “Если человек обвинен в преступлении” М., 1988
Корнеева Л. М. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого. М., Академия МВД СССР ,1982
Фаткуллин Ф.Н. Изменение обвинения – М., Юридическая литература, 1971
Нормативные:
УПК 1960г
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. // СЗ РФ. - 1995, № 17, ст. 1472; а также О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам:
Договор между РФ и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 3; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 5; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Литовской Республикой от 21 июля 1992 года. // Бюллетень международных договоров. - 1995, № 6; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Республикой Молдова от 25 февраля 1993 года. // СЗ РФ. - 1995, № 20, ст. 1766; О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Договор между РФ и Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 года. // СЗ РФ. - 1995, № 21, ст. 1932 и др.
Комментарий к УПК РСФСР. - 1981.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебном приговоре”. От 26 апреля 1996 года
Постановление Пленума Верховного Суда СССР “ О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту” от16 июня 1978 года
Постановление Пленума Верховного Суда РФ “ Об обеспечении всесторонности , полноты и объективности рассмотрения судами уголовных дел” от 21 апреля 1987 года