32. Руссо об этапах общественного неравенства, об общественном договорном и народном суверенитете.
Жан-Жак Руссо (1818-1878) относился к крайнему левому крылу просветителей. Работы: "Рассуждения о происхождении и причинах неравенства" и "Об общественном договоре".
Причина неравенства - частная собственность. Изначально люди были равны. Ступени неравенства: имущественное, и неравенство в государстве (имущественное + политическое). Богатые и бедные заключают договор, ведущий к созданию государства ради мира и справедливости. Следующая ступень неравенства появляется при превращении власти в деспотию. Власть и законы обманывают часть народа, а деспот обманывает и законы, и народ. Изменяется понятие равенства: все равны в своем бесправии по отношению к деспоту. Народ имеет право на сопротивление деспоту.
Руссо критикует всю предшествующую цивилизацию, основанную на неравенстве и частной собственности. Создает концепцию нового общественного договора: единственным правителем станет "объединенный народ", каждый из отдавших свою личность и все свои силы становится нераздельной частью целого.
Суверенитет един, речь может идти только о суверенитете народа. Под народом понимаются все участники общественного соглашения. Человек как частное лицо и человек как гражданин различаются. Суверен не связан ничем, в т.ч. собственными обязательствами и общественным договором. Он стоит выше закона. Общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Подчинение суверену должно быть абсолютным; по приказу суверена человек должен умереть, т.к. своим прежним безопасным существованием он обязан в том числе и суверену. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Суверенитет неотчуждаем и неотделим. Он не может быть разделен между ветвями власти. Передаваться может власть, но никак не воля; народ может быть представлен только самим собой; т.е. Руссо отвергал разделение властей и представительную форму власти. Законодательная власть принадлежит всему народу, а исполнительная м.б. вручена всем, некоторым или одному. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглашение, т.е. вернуть себе естественную свободу.
33. ППУ Марата и Робеспьера.
Жан-Поль Марат (1743-1793) - работы "Цепи рабства" и "План уголовного законодательства". Центральная тема работ - деспотизм: его истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т.п. Деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида первенствовать, властвовать. Государственность возникает в результате насилия, а потому деспотизм изначально предопределен. Но впоследствии Марат воспринял взгляды сторонников договорной теории, и потому у него одновременно существовали 2 противоречивых взгляда на генезис государства.
В хорошо устроенном государстве власть принадлежит всему народу в целом. Он один (сам или через представителей) является законодателем и контролирует исполнение законов. Целью политического сообщества является обеспечение прав людей. Права разделяются на естественные и гражданские (производные от естественных). Права человека вытекают из его потребностей.
По мнению Марата, существующий порядок вещей невозможно реформировать. Он надеется на восстание масс. Восстание должно быть организованным (т.е. здесь в зародыше содержится идея о диктатуре). Назначение диктатуры - "уничтожить изменников и заговорщиков", т.е. всех, кто находится вне неимущих классов. Методы диктатуры - революционный террор, кровавые расправы. Пролитие "нескольких капель" крови нужно лишь затем, чтобы предотвратить пролитие ее потоков. Таким образом, во взглядах Марата совмещаются концепция народного суверенитета, разделения властей, прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора.
Максимилиан Робеспьер (1758-1794) не создал отдельных произведений на политические темы, однако его взгляды можно проследить по речам "О конституции", "О принципах революционного правления" и "О принципах политической морали". За 5 лет он произнес более 600 речей.
Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, и где люди обмениваются продуктами труда между собой. Многие идеи Робеспьера взяты из трудов Руссо и Монтескье. В фундаменте политического союза должны лежать 3 начала: обеспечение естественных прав человека, право гражданина на участие в законодательстве и управлении, и верховенство власти народа. Поначалу он не отдавал предпочтение какой-либо форме правления, но затем он начал отстаивать республиканскую форму.
До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного и революционного. Конституционное правительство действует в спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику. Революционное правительство создает республику, действует в период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих революции, а заодно и всех носителей "безнравственного", "неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся переделать страну и ввести конституционное правительство. Террором можно заставить людей построить свободное и справедливое общество.
34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий, Радищев).
Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и пользе градских законов", "Размышления о законодательстве вообще" и др.
В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался договорной теории. В догосударственном состоянии все люди были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при отсутствии такого договора.
Формы правления: монархия, аристократия, демократия и деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форма правления зависит от климата страны, размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе (и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов стал находить также положительные стороны республики.
Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов. Существует также местное самоуправление с широкими полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б. заключен в темницу.
В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он выступал против крепостного права, но считал освобождение крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не усматривал никаких изменений в абс.монархии после присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во всех сферах гос.деятельности.
Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи". Высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных состояний: охота, скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В первых двух состояниях существует коллективное владение вещами, а затем в результате труда возникает собственность. Причины неравенства: физические качества человека, его трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только в коммерческом состоянии.
Цель государства - достижение наибольшего числа благ наибольшим числом людей. Лучшая форма государства - конституционная монархия. В представительном органе должны быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он настаивал на введении демократических принципов в судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного наказания за равные деяния и т.п.
Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву". Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное человеческому естеству; ставил знак равенства между всеми видами монархической власти. Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же, бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом.
Причина образования государства - природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частной собственности. Государство - результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет суверенитет за собой.
Положительное законодательство должно быть основано на естественном праве. Крепостное право - это нарушение естественных законов. Злыми являются не помещики, а само крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления - республика типа новгородской или псковской. Будущее России Радищев представлял как добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями.