Смекни!
smekni.com

Принципы гсударственной службы (стр. 5 из 12)

Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», а также Положение о федеральной государственной службе такой принцип предусматривают впервые. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных

объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные служащие руководствуются законодательством Российской Федерации и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений, общественных объединений. Принцип внепартийности государственной службы (политического нейтралитета государственных служащих) означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для государственной службы по их политическим взглядам, а с другой стороны — обязанность государственных служащих в рамках своих полномочий оставаться вне политических пристрастий и убеждений.

Главным ориентиром деятельности государственного служащего должны быть общественные (следовательно и государственные) интересы; служащие не могут принимать участие в политической деятельности(в непосредственном понимании этого термина) при исполнении ими своих должностных обязанностей; они обязаны нейтрально относиться к политической борьбе различных партий и движений. Всё, что связывает гос. служащего с политикой должно признаваться его частным делом, несовместимым с гос. службой.

Рассматривая принцип внепартийности государственной службы, не обойтись без краткого анализа такого явления, как многопартийная система, включающая в себя политические партии, объединения и движения, поскольку они участвуют в выработке и реализации управленческой (административно-политической) политики. Партийное влияние на определение стратегии и тактики управленческой деятельности государства является очевидным фактом современной государственно-политической жизни. Прежние советские конституции и конституции РСФСР устанавливали такой принцип, как руководящая роль КПСС в организации системы управления. Действующая Конституция РФ, закрепляя многопартийную систему, дает возможность говорить о влиянии политических партии на организацию и функционирование как самой государственной власти, так и осуществляющих ее функции органов и государственных служащих.

После путча 19 — 21 августа 1991 г. в России появилось около двух десятков новых партий, движений и коалиций, при чем не только среди демократов, но и среди вчерашних оппонентов. На базе одной лишь КПСС за короткое время было образовано

восемь партий в той или иной форме проповедующих верность социалистической идее. В выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1995 г. участвовало 43 избирательных блока, политических партий, движений и объединений. В настоящее время, когда старые общественные структуры и связи (система экономических отношений, система государственного управления, социальная структура общества и т.д.) дезинтегрированы либо полностью разрушены, а новые только складываются, можно считать закономерным, что размываются прежние социально-политические основы формирования политических партий. Поэтому партии этого периода, как правило, обречены на неустойчивость, и можно сказать, что практически все политические партии находятся в стадии становления. Мнение о том, что в России сложилась многопартийная система, поскольку список зарегистрированных партий достаточно велик, вряд ли обоснованно. Многопартийность — это не просто множество политических партий; это определенным образом

организованное единство, где составляющие его элементы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Многопартийность как систему характеризуют следующие признаки:

1) наличие группы сравнительно устойчивых и влиятельных

политических партий, которые находятся в постоянном взаимодействии между собой и с государственными структурами по поводу осуществления государственной власти;

2) соблюдение всеми партиями правил и приемов политической деятельности;

3) наличие определенной политической основы толерантного межпартийного взаимодействия на базе принципиального согласия относительно фундаментальных общественных ценностей— формы собственности, типа общественного устройства, прав человека и т.д.;

4) законодательное установление правового положения политических партии.

Во многих западных государствах на уровне центральной государственной власти правящими (т.е. находящимися у власти) являются одни партии, а в округах, городах или общинах правящими являются другие, оппозиционные им партии. Например, уже в течение длительного времени в ФРГ правящей партией является ХДС-ХСС, а во многих землях и отдельных городах— социал-демократы (Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и др.).

Анализируемый принцип государственной службы содержит в своем составе положение об отделении религиозных организаций от государства, которое является одним из признаков современного правового государства. Светский характер государства Российская Федерация заключается в отсутствии стоящей над государственной властью церковной иерархии. Этот принцип проявляется также в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку согласно ст6 Закона «о свободе вероисповеданий» граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается. Государство, его органы и должностные лица не должны вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и в осуществляемую государственными служащими деятельность.

Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название — принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. В системе государственной службы должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль, по сути, одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих. Этот принцип определяет следующие важнейшие положения:

во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть законными т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий; в-третьих не должны противоречить законам. Данный принцип способствует т обеспечению нормальной деятельности государственных органов (государственной администрации) с учетом построения всего государственного аппарата на традиционных принципах организации управления: иерархичность структуры государственной администрации и государственных органов; разделение компетенции государственных органов и полномочии государственных служащих, четкое определение их в специальных законах, положениях и инструкциях; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; их взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении, а также учет территориальных факторов; сочетание коллегиальности и единоначалия; построение системы управления при сочетании линейных и функциональных начал. Государственный аппарат достаточно сложно структурирован и состоит из государственных должностей, структурных подразделений и других административных образований. Отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т.п.

Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. В случае если вышестоящий по должности руководитель, а в его отсутствие Руководитель, издавший распоряжение, письменно подтверждает указанное распоряжение, то государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.