Конституция закрепила положения о недопустимости избрания гражданина более чем в два Совета народных депутатов.
Появилась норма о наказах избирателей, однако исчезла норма об обязательной отчётности депутатов и возможности их досрочного отзыва.
В Конституцию была включена специальная глава, регламентирующая статус народного депутата.
Получил конституционное закрепление принцип исполнения депутатом своих полномочий без отрыва от производственной или служебной деятельности.
Депутат получил право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны были дать ответ на запрос на сессии Совета.
Была установлена обязанность руководителей соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки
Во всём остальном Конституция СССР 1977 г. не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему.
Конституция РСФСР 1978 г. в части, касающейся нормативных основ организации избирательной системы, являлась зеркальным отражением Конституции СССР 1977 г., за исключением нормы о порядке формирования Верховного Совета РСФСР.
Высший орган государственной власти РСФСР по-прежнему оставался однопалатным, однако порядок его формирования претерпел те же изменения, что и порядок формирования Совета Союза по Конституции СССР 1977 г.
Верховный Совет РСФСР стал избираться по избирательным округам с равной численностью населения и состоял из 975 депутатов.
В остальном российское избирательное законодательство полностью соответствовало союзному.
Российская избирательная система советского типа первоначально формировалась как узкоклассовый институт, имеющий целью отстранить от участия в выборах представителей эксплуататорских классов и асоциальных, сточки зрения господствующей идеологии, лиц. Она характеризовалась ярко выраженным классовым характером и отсутствием почти все выработанных к тому времени демократических принципов представительной системы - всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Вместе с тем, несмотря на весьма недемократичный характер выборов, советская система обладала рядом безусловных преимуществ по сравнению с порядком выборов в Государственную Думу Российской империи. Такими преимуществами были отмена ценза пола, имущественного ценза, существенное снижение возрастного ценза, предоставление избирательных прав военнослужащим.
К середине тридцатых годов социальный состав советского общества качественно изменился. Представители эксплуататорских классов были полностью истреблены, а крестьяне-единоличники составляли незначительный процент населения. Это дало возможность отказаться от избирательной системы, действовавшей в стране с 1918 г. и перейти всеобщим равным и прямым выборам при тайном голосовании. В число лиц, лишённых права избирать и быть избранными, попали только признанные в установленном порядке умалишенными. Действующая же Конституция РФ лишает избирательного права и лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суд.
Все союзные и республиканские советские Конституции четко закрепляли и формулировали главные принципы советского государственного строительства. Они состояли в том, что вся власть в нашей стране принадлежит трудящемуся народу в лице Советов, то есть выборные представительные органы составляют основу государства и им подчиняются все другие государственные органы.
Список источников и литературы:
Конституция РФ
Конституция (Основной закон) СССР 1977 г.
Конституция (Основной закон) СССР 1936 г.
Конституция (Основной закон) СССР 1924 г.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 г.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г.
Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б, Чудина С. Ю. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. – Иркутск: Издательство ИП «Макаров С. Е.», 2001.
Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: Вопросы и ответы / под ред. д. ю. н. Ю. А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001.
Лукьянов А. И. Метаморфозы российского парламентаризма // «Искра». 2002 г. №3.