Введение
Переход к рыночной системе хозяйственных отношений обрушил на наших, неискушенных изобилием форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий, подходов к ведению дел, уже давно канонизированных в практике западного бизнеса. В результате этого - частое непонимание, бессмысленное переиначивание или, напротив, дублирование чужого опыта. Отсутствие реального знания в результате ведет к дискредитации идеи, способной быть плодотворной и на отечественной почве при вдумчивом, взвешенном подходе.
Сказанное целиком можно отнести к такому понятию как «лизинг», интерес к которому впервые проявился на внутреннем рынке лишь в пору увлечения арендным движением. В 90-х годах на свет появились десятки фирм, написавших в своем названии слово «лизинговая», но не имеющих никакого отношения к лизинговой практике. С другой стороны, зарубежные лизинговые компании сделали ряд попыток проникновения на внутренний рынок стран СНГ и далеко не все эти попытки оказались удачными.
Вместе с тем, лизинг является одной из интереснейших форм инвестирования, способных значительно оживить процесс обновления производства и врастания экономик стран Содружества в структуру мирового рынка. Лизинг может дать мощный толчок процессам приватизации, конверсии, обновления технологического парка существующих предприятий и создания новых производств, оптимизировать использование наличного машинного парка и на выгодных условиях получить самое современное отечественное и зарубежное оборудование.
Успех лизингового бизнеса в любой отрасли во многом зависит от правильного понимания его содержания и специфических особенностей, их адекватного отражения в методических рекомендациях и практических решениях. Еще Декарт подчеркивал, что точное определение значения слов может избавить человечество от половины его заблуждений.
Поэтому прежде всего надо выяснить, в чем же сущность лизинга, каковы его природа и потенциал, принципы и организационные формы. Только полное познание экономического механизма и преимуществ, заложенных в системе лизинга, позволит широко использовать его в практической предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие и функции лизинга.
Относительно экономической сущности лизинга пока еще нет единого мнения экономистов. Содержание и роль его в теории и практике трактуются по-разному. Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с Долгосрочной арендой или с одной из ее форм, которая в свою очередь сводится к наемным или подрядным отношениям, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, т. е. управление чужим имуществом по поручению доверителя'.
Современное понимание лизинга восходит к классическим принципам римского права о разграничении понятий собственники пользователь имущества. Возникновение и само существование его в качестве особого вида бизнеса основаны именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия — пользования вещью, т. е. применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и других выгод, и само право собственности как правовое господство лица над объектом собственности. Многовековым опытом доказано, что богатство в конечном счете заключается не просто в обладании собственностью непосредственно, а в эффективном ее использовании.
Отсюда прежде всего следует, что лизинг — это способ реализации отношений собственности, выражающий определенное состояние производительных сил и производственных отношений, с которыми он находится в тесной взаимосвязи. Особенность лизинговой деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она способствует становлению частной собственности на средства производства, а с другой — ведет к преодолению ее, смене владельца и распорядителя. В процессе лизинга происходит также саморазвитие государственной собственности, а при определенных условиях — и превращение ее в общую совместную или долевую. Вкладывая свои средства и труд в улучшение и количественное умножение основных средств производства, лизингополучатели становятся не только владельцами, но и собственниками таких приращений. В результате в лизинге достигается разрешение двойственности общей собственности, которая принадлежит всем совместно действующим предпринимателям вместе и одновременно каждому в отдельности. Можно даже утверждать, что действительный подлинный лизинг имеет место лишь в тех случаях, когда применяемая форма предпринимательства ведет к возникновению общей (коллективной) собственности и частной собственности на средства производства и результаты труда. В то же время любой вид собственности не исключает лизинговой формы ее использования.
Лизингополучатель выполняет одновременно три роли: предпринимателя—труженика — собственника. Он не только использует переданные ему средства производства, ной владеет и распоряжается ими определенным образом. Более того, арендатор является полным собственником вложенных им (с разрешения наймодателя) отделимых и не отделимых затрат в улучшение средств производства, а также части новых основных средств, по крайней мере в размере их прироста за счет собственной прибыли за лизинговый период./33/
Далее, исходя из диалектического взаимодействия содержания и формы явлений в лизинговой деятельности, как и в любом экономическом процессе, следует выделять сущность и конкретные организационные формы ее практического воплощения в различных хозяйственных структурах. Как известно, нет формы без содержания, которое определяет форму, а последняя в свою очередь воздействует на содержание и не существует без него. Развитие начинается с содержания, и следовательно, оно более изменчиво, чем форма. Однако находясь в определенном соответствии с содержанием, форма активно способствует его развитию. Необходимость специального разграничения форм проявления и сущности лизинговых отношений вытекает из общеметодологического положения о том, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней.
Лизинг в широком смысле является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности, особую систему хозяйствования. Однако как и всякое самостоятельное явление, как экономическая категория, он имеет свое собственное содержание и различные формы проявления, которые можно представить с разной степенью конкретности .
Поскольку лизинг выражает определенное взаимодействие элементов производительных сил и производственных отношений, то он имеет материально-вещественную основу и социально-экономическую форму.
Социально-экономическое содержание лизинга определяется отношениями собственности и совместной экономической деятельности по вертикали и горизонтали (с собственником, обществом и т.д.), а также условиями трансформации собственности. Материально-вещественная сторона лизинга характеризуется организационно-правовыми формами производства, наймом всех или части вещественных элементов предпринимательской деятельности, куплей-продажей имущества и условиями кредитования.
В русском языке нет аналога термина "лизинг". Корень "лиз" в переводе с греческого означает растворение, а с английского — арендовать, сдавать внаем. Первые лизгольдеры (арендные держатели земли) появились в Англии в конце XIII в.
Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую, сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношении, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли и последующей сдачи в аренду.
Лизинг относится к предпринимательской деятельности более высокого уровня по сравнению с арендной, банковской или коммерческой, так как он предполагает и требует широкого диапазона знаний и финансового бизнеса, и положения в производстве, на рынках оборудования и недвижимости, а также изменяющихся потребностей клиентов и особенностей аренды.
Следовательно, лизинг — это особый вид предпринимательской деятельности, включающий три формы организационно-экономических отношений: арендные, кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности таких специфических имущественно-финансовых операций (схема 4).
Лизинг как сложное социально-экономическое явление выполняет важнейшие функции по формированию многоукладной экономики и активизации производственной деятельности (схема 5).
Из многочисленных функций лизинга рассмотрим четыре: финансовую, производственную, снабженческую и использования налоговых льгот.
Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться разнообразным сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.