Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
журнал Экономист, 2003 г., 21 с.Угрозы экономической безопасности.
Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наибольшую опасность для России представляют ее внутренние угрозы. Истоки таких внешних угроз, как возрастание внешней задолженности (более 130 млрд. долл.), сырьевая ориентация экспорта (80—90% экспорта составляет продукция топливно-энергетического комплекса), снижение на 50% объемов внешнеторгового оборота России со странами ближнего зарубежья, обусловлены низкой эффективностью экономики, слабой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, т.е. являются внутренними.
Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал. Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой.
Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. За 1991—1997 гг. объемы производства сократились в топливно-энергетическом комплексе на 35%, в черной и цветной металлургии — на 50, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — на 60%. При общем достатке и даже перенасыщенности рынков нефти, газа, никеля, руд и концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатитовых руд и калийных солей сложился острый дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути. Ранее они поставлялись из Казахстана и Украины. С точки зрения воспроизводства ресурсного потенциала, наиболее лимитирующим фактором является резкое сокращение геологоразведочных работ, что сказывается на уменьшении прироста ресурсов.
Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием. Наибольшую угрозу существованию страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия и в конечном счете белка; рост бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, и т.д.
Доходы 10% населения с самыми высокими доходами в 13 раз (1997 г.) выше доходов 10% населения с самыми низкими доходами, в то время как в США эта разница составляет 11 раз, а в Западной Европе — 5—8 раз. Такая дифференциация пи экономически, ни социально не оправдана. Известно, что уравнительное распределение доходов снижает мотивацию труда, но и резкая дифференциация не является свидетельством высокой мотивации труда и фактором роста его производительности. В 1980 г. доля лиц, у которых доходы были ниже прожиточного минимума, составляла примерно 10%, в 1993—1997 гг. она повысилась до 25— 30%. В число бедных попали не только безработные, но и те, кто работает, а это — показатель низкой эффективности нового распределительного механизма.
Все указанные тенденции наряду с сокращением занятости, уменьшением доступности образования и, что особенно тревожно, ростом смертности и падением рождаемости ведут к ухудшению качества жизни населения России. О качестве жизни с известной условностью можно судить по такому интегральному показателю, как валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения. В 1997 г. он составил 33—35% от аналогичного показателя в 1991 г. по СССР. По ВВП на душу населения Россия оказалась ниже уровня всех индустриально развитых стран, в том числе Греции и Португалии, и сравнялась с уровнем Алжира, Бразилии.
Экономика переходного периода, Институт экономических проблем перехода, 1999 г.,Научно-технический потенциал определяет состояние экономики, возможности ее развития в будущем. Без его обновления и наращивания невозможны поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, возобновление основных фондов базовых отраслей. В настоящее время научно-техническая сфера находится в глубоком упадке. Резкое сокращение платежеспособности предприятий привело к уменьшению спроса на научно-технические разработки. Наряду со снижением абсолютного и относительного уровня бюджетного финансирования многих новейших видов техники и технологии это привело к сокращению объемов научных исследований. Идет интенсивный отток кадров из науки, утрачиваются научные школы, сокращается потенциал фундаментальной науки.
Эксперты Европейского сообщества считают, что для нормального развития численность работающих в науке должна составлять примерно 30% всех занятых. У нас же отток кадров набрал такие обороты, что если он сохранится, то к концу века в науке будет занято 25% от уровня 1992 г.
В целом обобщение всех угроз экономической безопасности показывает, что они охватили важнейшие сферы экономики, затронули фундаментальные основы жизнедеятельности человека. Осуществляемая экономическая политика, приводящая к спаду, производства якобы в интересах структурной перестройки, искусственно сдерживает развитие, подрывая тем самым основу национальной безопасности.
Таким образом, сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, по и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
2. Проблемы переходной экономики.
Во второй главе я хочу рассмотреть проблемы переходной экономики в России и других странах, чем были вызваны данные проблемы и по каким показателям были ухудшения.
Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах.
Практически все пост социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики, столкнулись с проблемами переходной экономики. В ходе экономических реформ произошел резкий спад сельскохозяйственного производства. Главной причиной этого спада стало сокращение, с отменой государственных дотаций, покупательского спроса на продуктовые товары, а для многих стран Восточной Европы – также и сокращение агропродовольственного экспорта в республики бывшего СССР.
Драматично в 80-90-е гг. шли изменения в группе стран с переходной экономикой. Катастрофическое сокращение ВВП в странах-членах СНГ отбросило эту подгруппу настолько назад, что даже оптимистический прогноз (высокие темпы роста в самом ближайшем будущем) предрекает им нескорое восстановление прежних позиций.
Необходимой предпосылкой постепенного преодоления кризисных явлений в странах СНГ стали проводимые там экономические реформы, направленные на формирование рыночной среды. При этом в зависимости от конкретных условий и социально-экономического положения, глубина и темпы системных преобразований в отдельных государствах на начальном этапе существенно различались. Например, если в России и Киргизии доминировали (хотя и не всегда последовательно) элементы «шоковой терапии», то в других странах азиатского региона, а также в Белоруссии создание рыночных механизмов происходило более плавно.
Несмотря на сохраняющиеся между отдельными странами различия в механизмах функционирования экономики, в целом можно констатировать, что к настоящему времени в государствах Содружества заложены основы рыночного хозяйства. При этом основным инструментом институциональных преобразований являлась приватизация собственности, находящейся в руках государства. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в России, Киргизии, Казахстане и Молдавии.
В подгруппе стран Центральной и Восточной Европы, включая Балтию, экономический рост начался уже в середине 90-х гг., и постепенно эти страны, вероятно, восстановят свои позиции в мировом хозяйстве. Наибольшее изменение, особенно в последние двадцать лет, претерпела экономическая мощь главной страны с переходной экономикой Китай. За это время его доля в мировом ВВП возросла примерно в 3 раза, превысив 10% (по данным МВФ- 12%). Китай превратился во вторую по экономической мощи державу мира, обогнав в самом конце 80-х гг. СССР, а в середине 90-х гг. и Японию. Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики - постепенным осуществлением реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним. Во многом благодаря этому были достигнуты высокие темпы экономического роста. Тем не менее, он весьма не равномерен. Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешних экономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференционные методы налогового стимулирования инвестиций.