Княжеская власть сводится к военным и правоохранительным функциям. Отношения между князьями и старшими городами закрепляются в договорах, так называемых рядах, в которых содержатся взаимные обязательства. В рядах четко прописывались доходы князя и его дружины и порядок разбора гражданских споров между местными жителями и наемными служилыми33. Князья могли быть изгнаны из городов за самоуправство, вмешательство в местное самоуправление, нарушение местных законов или просто за отсутствием необходимости в оборонительных услугах34. Ряд закреплялся крестоцеловальными грамотами.
Неопределенность централизованной власти. Власть великого князя не оговаривалась законами, опиралась на обычаи и христианскую мораль.
Каждый удельный князь имел право самостоятельно заключать международные договоры и объявлять войну.
Церковь — единый сплачивающий элемент в Древней Руси, но многие князья пытались подчинить себе церковные авторитеты.
Структура управления того времени не была иерархичной. Поэтому на принятие решения требовалось много времени. Часто князья принимали несогласованные решения, действовали исходя из собственных интересов.
До 1169 г. великим князем считался князь киевский. С 1169 г. Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, и владимирский князь стал именоваться великим князем. Де-факто состоялся перенос центра управления из Киева во Владимир. Де-юре на Руси появились два великих князя. Это усугубило раздробленность, привело к размежеванию между Южной и Северо-Восточной Русью.
Управление в Древней Руси в период монголо-татарского ига
К XIII в. у Руси появились опасные соседи, преследовавшие идеи экспансии. С Запада это был рыцарский Орден меченосцев (после объединения с рыцарями Тевтонского ордена — Ливонский орден), с Востока — монголо-татарская Орда. Русь подчинилась завоевателям с Востока, что можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, завоеватели с Востока были гораздо многочисленнее. Монгольское войско имело жесткие принципы организации, с которыми русские военные до сих пор не сталкивались, а методы ведения военных действий западными рыцарями были на Руси хорошо известны.
Во-вторых, для завоевателей с Запада был характерен религиозный экстремизм, а монголо - татары в первое время отличались веротерпимостью. Русские люди, жившие по христианским законам, поступали по словам из Священного писания: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь могущего и душу, и тело погубить в геене" (от Матфея, гл. 10, стих 28).
В-третьих, русский и татарский народы имели различные сферы обитания (у русских земледельцев — лесная полоса, у татар-скотоводов — степь). Татары не собирались непосредственно жить на Руси, не собирались рушить старую систему управления, их устраивало экономическое и политическое подчинение и сохранение сложившейся структуры власти, в то время как западные завоеватели имели целью непосредственную колонизацию русских земель, личное подчинение себе всех русских, в том числе и правящей верхушки.
Итак, с военной, религиозной и управленческой точек зрения монголо-татары имели больше возможности для завоевания Руси, чем крестоносцы.
Влияние монголо-татарского ига на управление на Руси
Монголо-татарское иго привело к таким последствиям в управлении и общественной жизни Руси, которые появились не сразу, а в течение пятидесяти-шестидесяти лет, но повлияли на дальнейшее развитие России и сопредельных земель.
Большие людские и материальные потери, связанные с татарскими набегами на Русь, привели к ослаблению хозяйства и государственной власти на Руси. В частности, полностью были уничтожены культурные ценности Киева, который окончательно был восстановлен только через триста-четыреста лет. Татарская дань особенно в первые годы ига была очень тяжелой. Из каждой семьи татары забирали по одному из трех сыновей, в плен также забирались все неженатые мужчины, незамужние женщины и нищие35. Остальные семьи были переписаны и обложены платежами. Перепись ("запись в число") состоялась в 1257 г. Сбором дани занимались специальные чиновники — баскаки, которыми были обычно мусульманские купцы. Затем дань стали собирать князья. В начале XIV в. исключительное право собирать дань было даровано московскому князю.
Влияние азиатской культуры управления. Азиатская культура управления заключается в неограниченной власти верховного владыки, бюрократии, формальной дисциплине, жестоком подавлении неугодных лиц.
Преобладание авторитарного стиля руководства и принятия решений,
Тенденция к безграничной власти государя, верховного правителя. В ходе продолжавшегося дробления княжеств возникло много мелких автономных уделов, во главе которых становились деспоты, владеющие землей и верховной властью.
Безграничная власть характерна и для низших уровней управления. Дробление уделов привело к тому, что местное самоуправление прекратило свое существование из-за очень небольшого размера княжеств. Подчиненные князьям землевладельцы также получили большие привилегии, в том числе право суда и сбора налогов. Фактически все население оказалось в иерархической зависимости в системе государственного управления.
6. Появление коррупции, которая заключалась в том, чтобы за взятку добиться дополнительных прав от татарских правителей.
Особенности государственного управления в период монголо-татарского ига (в ХП — начале XV в.)
Затухание общенациональной идеи. Отдельные княжества проводили собственную политику, как внешнюю, так и внутреннюю, выбирали собственные социальные ориентиры. Отсутствие единого национального центра также характерна для того времени. Владимир является чисто номинальной столицей России, фактически столицами были: Тверь (1263-72), Кострома (1272-76), Переелавль-Залесский (1276-92, с перерывами), Городец (1283-1304, с перерывами), Тверь (1304-17), Москва (1317-22), Тверь (1322-28), Москва (1328-58), Нижний Новгород (1358-61), Москва (с 1361).
Размежевание между княжествами. Каждый из удельных князей самостоятельно выбирал политику своего княжества на международной арене и в отношениях с татарскими ханами. В результате понятие Русского государства остается актуальным только для северо-восточной части Руси.Южные и западные земли постепенно отмежевываются от Руси, в них идет процесс формирования собственных национально-государственных общностей.
В XIII в. самостоятельную политику проводят западные и юго-западные земли, от Руси отпадает территория современных Западной Украины и Белоруссии. Князь Даниил Галицкий
принимает от Папы Римского королевскую корону и становится государем, независимым от остальной Руси. Полоцкие князья вступают в союз с Литвой, а затем Полоцкое княжество завоевывается литовцами. В XIV в. такая же участь ожидает Галицко-Волынское княжество, а также территорию современной Центральной и Восточной Украины (Киевское и Черниговское княжества). В начале XV в. объединенное Польско-Литовское королевство включает в себя Полоцкое, Смоленское, Га-липкое, Волынское, Киевское княжества и часть Черниговского княжества. Русская государственность сохраняется только на территории современной Центральной России.
Система ханских ярлыков становится определяющей при установлении верховной власти. Обладать властью мог только тот субъект, который имел на это право через ханский ярлык. Обладание властью зависит не от закона, не от традиций, не от морали, а от воли другого государства. На эту волю можно было повлиять с помощью взятки. Таким образом, деньги становятся определяющим фактором власти. За ханский ярлык на великое княжение мог поспорить любой князь, выигрывал тот, кто предлагал наиболее выгодные для хана условия. Спор за ярлык мог вестись не только после кончины правящего великого князя, но и после кончины татарского хана, когда новому хану требовались средства.
Порочная система подкупа татарских владык и неопределенности с законами о передаче власти привели к усилению междоусобной вражды между князьями не только в споре за великое княжение, но и в спорах за каждый клочок земли.
Возникновение различных систем управления в русских княжествах было обусловлено дальнейшим обособлением территорий внутри бывшего Владимиро-Суздальского княжества. Каждая территория, каждый город рассчитывал только на собственные силы, на собственное хозяйство, которому соответствовала собственная система администрирования.
Монголо-татарское иго привело к необходимости государственного вмешательства в экономическую сферу, к переходу от натуральных налогов к денежным.
Необходимость уплаты дани легла тяжким бременем на экономику Руси, привела к обогащению верхушки общества и обнищанию простого народа. Именно в период татарского ига некоторые князья сколачивают большие состояния на торговле и сборе дани, а другие князья и целые города разоряются, не сумев приспособиться к новой жизни.
Новгород не был завоеван татарами, однако татарские баскаки в 1257 г. были посланы в Новгород, как на территорию, принадлежащую к Владимиро-Суздальскому княжеству. Новгородцы подняли восстание, которое подавил Александр Невский, заставивший новгородцев платить дань. Это объяснялось необходимостью собрать деньги для выплаты дани, которые в условиях натурального хозяйства мог дать только торговый Новгород.
Таким образом, принципы налогообложения изменились. Если в Древней Руси дань была вознаграждением государственной власти за выполнение функций, то в период ига дань выплачивалась потому, что власть татарских ханов была сильнее. В обмен на получение дани татарские ханы не несли никаких обязательств.