Формационный мировоззренческий принцип, который полтора-два столетия играл системообразующую роль в экономической теории и во всем обществоведении, уступает место цивилизационному подходу, обусловливающему существенные изменения в экономической методологии и методологии всех обществоведческих наук. Причем в данном глобальном процессе проявляется действие закона отрицания отрицания. Все, что было достигнуто на основе формационного подхода, не отбрасывается. Цивилизационный подход, базирующийся на технологических способах производства и классифицирующий историю цивилизации на доиндустриальную, индустриальную и информационную, постиндустриальную стадии, дополняется возможностями формационного принципа, базирующегося на производственных отношениях. Это позволяет исследовать развитие общества на основе взаимосвязи технологических изменений и изменений производственных отношений, значительно конкретизировать и обогатить экономическое познание каждой стадии цивилизации. Например, при анализе доиндустриальной стадии в целом значительно более конкретной и четкой становится ее история, когда она оказывается единством первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Следовательно, закономерностью развития науки является синтез знаний, то есть не просто отрицание старого, а использование его в единстве с новым.
Несмотря на то, что цивилизационный мировоззренческий принцип, выдвинутый и обоснованный еще во времена перестройки в бывшем СССР, используется в научной литературе, однако он не получил отражения в учебниках и учебных пособиях, а следовательно, в полной мере не доводится до студентов, не используется для вооружения будущих специалистов современной методологией. Не случайно в политических дискуссиях в СМИ широко проявляется формационный подход - применяются категории "капитализм", "социализм", - что ограничивает мышление и кругозор человека, затушевывает те новые процессы и явления, которые быстро распространяются, и те понятия, категории, которые их выражают. Поэтому воплощение цивилизационного подхода в учебной литературе, последовательное его раскрытие и освещение являются непременным условием повышения научно-методологического уровня экономической теории и усиления ее влияния на знания студентов.
Однако следует подчеркнуть, что реализация этой задачи связана с серьезными изменениями в устоях самой экономической теории. Вероятно, именно это стало причиной того, что цивилизационный подход существует в научной литературе, но в учебной места ему не находится. Дело в том, что этот методологический принцип опирается на развитие технологии, технологические способы производства, традиционно не включавшиеся в предмет экономической теории. "Ее предмет, - отмечал В.И. Ленин, - вовсе не "производство материальных ценностей", как часто говорят (это - предмет технологии), а общественные отношения людей по производству".
Проблема соотношения техники и технологии, с одной стороны, и производственных отношений, с другой, в той или иной мере рассматривалась в экономической теории. Ведь производственные отношения определяются производительными силами и их наиболее революционным элементом - орудиями труда. По определению К. Маркса, экономические эпохи различаются не тем, что производится, а как производится, с помощью каких средств производства. Водяная мельница, по его же образному выражению, дает феодала, а паровая мельница - капиталиста. Однако с развитием науки и техники стало понятно, что технические средства быстро изменяются, а технология характеризуется большей стабильностью. В пределах одной технологии может быть создано немало технических средств. С этой точки зрения, не количество разработанных технических средств, а переход к более высоким типам технологии характеризует качественные сдвиги в прогрессе науки и техники, следовательно, и производства. Технология, технологическая организация производства определяют степень и роль научно-технического прогресса в развитии экономики. Другим обстоятельством, которое ускорило повышение роли НТП в развитии экономики, стали ускорение его темпов и рост масштабов научно-технологических преобразований. В середине XX в. капитал, труд и технический прогресс примерно в одинаковой мере определяли рост производительности труда и экономики, но в конце 70-х годов доля НТП увеличилась до 70%. С распространением информационно-телекоммуникационных технологий вклад этого фактора значительно возрос и составляет от 75 до 100% прироста ВВП. Все это обусловило изменение отношения экономической теории как науки к научно-технологическому прогрессу, превратило его в объект ее познания.
Нельзя обойти вниманием еще один фактор, определивший новую роль и место НТП в экономической теории. Каждая наука должна освещать дорогу в будущее, в данном случае прогнозировать развитие экономики и общества. Поскольку предметом экономической теории являются производственные отношения, а научно-технологические изменения не входили в предмет познания и не изучались, то прогнозирование заключалось в том, чтобы дождаться, когда НТП определит изменения в производственных отношениях, а уже потом на этой основе установить тенденции развития экономики. Иначе говоря, прогнозирование базировалось не на непосредственном исследовании тенденций изменений в технологии, а через производственные отношения. В условиях, когда НТП был сравнительно медленным, такой способ прогнозирования был возможен. В современных условиях, когда НТП существенно ускорился, когда появился качественно новый тип экономического роста - инновационный, то есть когда инновации внедряются в производство неизмеримо быстрее и масштабнее, экономическая теория не может ждать, пока на основе НТП произойдут изменения в производственных отношениях, и уже тогда определять прогноз. Нынешняя ситуация требует выявлять процессы и тенденции как можно раньше, управлять ими и направлять их, поддерживать положительное, тормозить и подправлять отрицательные явления.
И наконец, новая роль научно-технического прогресса в развитии экономики и общества сопровождалась углублением его познания, усилением процессов его структуризации, когда определение особой роли технологии было дополнено познанием формирования технологических укладов и технологических способов производства, раскрытием их взаимосвязей и взаимодействия. На этой основе были выделены три технологических способа производства - аграрный (точнее, доиндустриальный), индустриальный и информационный постиндустриальный, которые определили три стадии прогресса цивилизации и соответствующие общества - доиндустриальное, индустриальное и информационное постиндустриальное.
Следовательно, переход экономической теории на новый мировоззренческий принцип - цивилизационный - сопровождался рядом важных процессов, которые в совокупности определили превращение научно-технологического прогресса в объект исследования экономической теории как науки. Все это обусловило важнейшее направление формирования новой методологии этой науки. Формационный подход опирался на производственные отношения, классы общества, история человечества представляла собой систему закономерных общественно-экономических формаций, а классовая борьба рабов и рабовладельцев, крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов была движущей силой общественно-экономического прогресса. Цивилизационный подход базируется на общечеловеческих ценностях, хотя и опирается на технологические способы производства, исходит из определяющей роли человека. Именно человек, его жизнь и деятельность являются критериями целесообразности и эффективности научно-технологического и социально-экономического развития (детально это рассмотрим далее).
Несмотря на глубокую внутреннюю связь между развитием техники и технологии и возрастанием роли человека, все-таки немало авторов-экономистов остаются в стороне от исследования технологии. Дело приобретает парадоксальный характер - пишутся монографии и докторские диссертации, посвященные инновационному развитию, в которых нет или почти нет анализа научно-технологического прогресса. К тому же еще и делаются попытки даже подвести теоретическую базу для оправдания такого положения, обосновать, что изменения технологии не сопровождаются изменениями экономических законов, следовательно, и производственных отношений, порождающих эти законы. Причем, как ни удивительно, такие попытки предпринимаются и в зарубежной литературе, хотя именно там уделялось значительное внимание исследованию технического прогресса и была создана "экономическая теория технологических изменений". Вопреки этим традициям известные авторы категорически заявляют, что "технологии изменятся. Экономические законы - нет". По нашему мнению, такое утверждение противоречит реалиям жизни, когда и в природе, и в обществе все изменяется, развивается, втом числе и экономические законы.
Однако еще большее возражение вызывает попытка противопоставить технологию и экономику, доказать, что одно изменяется, а другое - нет, хотя, как нетрудно увидеть, именно технология, технологические способы производства определяют характер экономики. Аграрный технологический способ производства означает, что земля является господствующим фактором производства, потому и система отношений базируется на собственности на землю, порождающей разные формы земельной ренты и ее присвоения. Индустриальный технологический способ производства связан с капиталом как основным фактором производства, порождающим систему собственности на капитал и формы доходов (прибыль, заработная плата и др.). Как видим, с переходом к новому технологическому способу производства изменяется господствующий фактор производства и система отношений собственности, что означает особенность организации и функционирования экономики и форм распределения, а потому и законов, управляющих производством и распределением создаваемого продукта.