Встает вопрос: возможна ли и какова должна быть справедливая дифференциация доходов, оплаты труда, учитывая уровни его сложности и интенсивности? Большая часть специалистов ратует за снятие верхней границы оплаты и четко не очерчивает нижней, хотя последняя и определена уровнем прожиточного минимума.
Если исходить из критерия справедливости, то надо признать, что в целях воспроизводства кадров разной сложности труда целесообразность этих границ не вызывает сомнения. Мировая практика определяет разрывы в доходах рабочих и руководителей производств от 10 в Японии до 30-50 в США и Западной Европе. Разрыв в доходах между крайними значительными группами нашего населения достигает 3-6-кратного масштаба, а в отдельных случаях в 10 и более раз. В основном он обусловлен не определением эффекта труда, а должностной меркой, государственными решениями. Глубоких научных исследований на этот счет пока нет.
Справедливая дифференциация в доходах определяется рядом обстоятельств - необходимостью воспроизводства соответствующих кадров, их производительностью, шкалами стандартов потребления, степенью заинтересованности в выполнении более сложных функций и т. п. Учитывая имеющиеся разрывы по горизонтали и вертикали в сложности труда и реальной его оплаты, полезно было бы принять (за редким исключением) в ближайшем будущем оптимальный разрыв в доходах между отдельными группами работников на уровне примерно 1:5 (в США этот разрыв составляет 1:10). Соотношение 1:5 достаточно высоко, чтобы стимулировать и интенсивность труда и среднее его творчество. Это соотношение не исключает особого поощрения таланта за его реальное проявление в экономической эффективности. В связи с задачей обеспечения всесторонности развития каждого члена общества, повышения его творчества в труде указанный разрыв будет иметь тенденцию к уменьшению.
В системе нетрудовых доходов есть разные группы: прямого присвоения чужого труда – взятки, украденное, получение зарплаты, премий за счет приписок и т. п.; опосредованного присвоения – право наследования, получение процентов за вклады в сберкассу, акции и т. п.; временные доходы из-за ошибок организации стимулирования и т. д.
Исходя из принципов общечеловеческой морали имеются все основания признать первую группу получения доходов как явную несправедливость, которая должна законодательно устраняться прямым и полным изъятием доходов в пользу общества. Нельзя согласиться с мнением ряда авторов, предлагающих фактически амнистировать казнокрадов из-за их многочисленности, излишних волнений людей и т. п. Вторая группа доходов обычно связана с использованием отложенного спроса родственников или самих работающих. В этом случае дополнительный доход не должен стать основой паразитизма, бездуховности.
Было бы правильным, если бы изъятие нетрудовых доходов первой группы людей осуществлялось в двух или более кратной степени относительно взятой суммы. Целесообразно установить прогрессивный налог на наследство, превышающее среднее имущество граждан соответствующей социальной группы. Все семьи должны сообщать государству в декларациях о наличии у них материальных ценностей и денег.
Ныне реальная ситуация такова, что социальная справедливость в нашей стране обеспечивается далеко не полностью. Прогрессивные реформы – крупный шаг в развитии справедливости, повышении ее социального характера. Однако она не охватила пока все звенья экономики, отдельные ее глубинные уровни и идет медленно. Это связано прежде всего со слабым решением проблемы стимулов и санкций. Главный вопрос в теории и практике - как на существующей экономической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива.
Для решения данных проблем необходимо устранить глубинные причины экономического кризиса с одновременной постепенной трансформацией нынешней системы хозяйствования в более эффективную, социально ориентированную систему. Это ознаменовало бы собой повсеместную стабилизацию в макроэкономической системе с проведением жесткой денежной политики; создание правовой базы с установлением и соблюдением единых стабильных правил экономической деятельности для всех без исключения субъектов хозяйствования.
Такой подход должен привести к более тесной связи оплаты труда с конечным результатом, что существенно способствовало бы углублению социальной справедливости. Необходимо также установление зависимости объема доходов всех граждан от меры достигаемого или неполученного общего результата. К примеру, 20 % повышения доходов каждого может осуществляться в строгой зависимости от меры прироста национального дохода. В случае необеспеченности этого прироста повышение доходов у всех граждан и во всех формах замораживается. Это станет дополнительным побудителем заботы всех трудящихся о наиболее эффективном развитии всего народного хозяйства.
Поиск справедливой организации всей нашей экономической системы представляется как дело экономической науки и всех членов общества. Наука призвана шагать впереди практики, освещать ей наиболее верные пути. Ныне же процессы ценообразования, тарифов, окладов, нормативных и других экономических рычагов ориентированы в значительной мере на индивидуальные или средние затраты труда. Наука призвана определять наше движение по стратегическому параметру – по наименьшим из всех возможных общественно необходимым затратам. Путь к этому далек, но только он выведет нас на полную справедливость оценки труда и его результата.
Сейчас на уровне предприятий и отчасти народного хозяйства идет поиск форм реализации поставленных проблем, ведется творческая, хозрасчетная, заинтересованная оценка вариантов, выбор наиболее выгодных для государства, коллектива и работника путей развития. Это предполагает также внедрение товарно-денежных взаимосвязей между коллективами, их экономическую состязательность в поиске вариантов и торговой конкурентности. Все названное усиливает требование упрочения экономической демократии – полной гласности о доходах и затратах труда всех членов общества, а также информации о моделях развития экономики. Иными словами, многообразное и компетентное участие масс в управлении – стратегическая дорога к обеспечению глубокой социальной справедливости путем совершенствования и подъема нашей общественной системы. [6, с. 21]
Заключение
Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.
Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т. д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.
Социальная справедливость — это совокупность исторически сложившихся представлений о сущности человека, его личном достоинстве и неотъемлемых правах; требование соответствия между реальной значимостью личности, социальной группы, общности и их соц. положением, равенства всех граждан перед законом, гарантий соц. защищенности каждого.
Государственная социальная политика — комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.
В настоящее время Беларусь находится в стадии перехода от централизованной экономики к рыночной. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда.
Список использованных источников
1. Абалкин Л. Неиспользованный шанс — Изд. «Политиздат», М., 1995.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Дело ЛТД, 1994.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1999.
4. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
5. Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2005 г., № 3.
6. Мясникович М. В., Никитенко П. Г. К вопросу об устойчивом социально-экономическом развитии Беларусь в контексте цивилизационного подхода. Мн., 2004.
7. О коренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов, изд. «Политиздат», М., 1990
8. Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука, 1993 г.
9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
10. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. М., Знание, 2003 г., № 4
11. Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. М., 1991.
12. Экономическая теория. Учебное пособие под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Минск, БГЭУ, 1999.