Важнейшие черты функции Кобба—Дугласа при интерпретации ее в неклассическом духе можно сформулировать следующим образом; 1) предполагается постоянство прибыли и удельных расходов, отсутствие накопления, сумма эластичности производства (труд и капитал) равна единице. Степень взаимозаменяемости факторов колеблется от 0 до 1 и обычно менее единицы. Пределы взаимозаменяемости определяет данный уровень технического развития; 2) теоретически возможна безграничная замена труда капиталом; 3) функция не учитывает изменения качества производственных факторов, т.е. технический прогресс элиминирован. Отсюда можно сделать вывод, что функция приемлема лишь для экстенсивного экономического роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировав различную специальную литературу, сделаем выводы, исходя из целей исследования.
Под экономическим ростом принято понимать увеличение валового национального продукта (ВНП) обычно за год. Этот рост исчисляется в продуктах к предыдущему году (в неизменных ценах), а также как абсолютный прирост объемов ВНП этого года по сравнению с предшествующим.
Различают экономический рост (или прирост) как в краткосрочном периоде (КСП), так и в долгосрочном (ДСП). Кроме того, определяют увеличение реального объема ВНП на душу населения. Этот приведенный (или удельный) показатель более точно характеризует благосостояние населения, тогда как предыдущий показатель — масштабы и динамику национальной экономики.
Экономический рост бывает экстенсивным, если осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов того же типа и качества (например, увеличения численности занятых или распашки целинных земель); обычно такой тип роста не меняет производительность труда. Интенсивный рост определяется тем, что прирост производства связан с увеличением эффективности использования ресурсов, их качественным совершенствованием, ростом отдачи от факторов производства. Реально проявляющийся экономический рост бывает смешанного типа, и, в зависимости от факторов, вызывающих рост, говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе роста.
Экономический рост отражается на увеличении потенциального объема ВНП (капитальных и потребительских благ) за длительный отрезок времени. Такой подход графически удобно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей (КПВ), отражающей все возможные комбинации производства двух товарных групп, которые могут быть произведены в стране при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.
В настоящее время выдвинута идея “устойчивого роста” в связи с экологизацией экономических процессов, а также ведутся обсуждения выбора типа промышленного роста для России как колониального или технологического. Под первым понимают рост за счет ориентации на внешний рынок сырьевых ресурсов для инвестиций в отечественную экономику, второй — за счет стимулирования “точек роста”, опоры на НТП. Однако экономическая политика обеспечения второго типа роста по сложности несравнима с политикой “сырьевого” варианта.
Факторы экономического роста часто группируются или по типам роста, или по способу воздействия на хозяйственный механизм, т. е. факторы спроса, факторы предложения и неэкономические факторы.
К первой группе относится “совокупная потребность” в денежном (платежеспособном) выражении, число их носителей (все потребители), совокупные доходы (расходы), сбережения. Дж.Кейнс придавал совокупному спросу самодовлеющее значение (в КСП) и называл его “эффективным спросом”.
Со стороны предложения это количество и качество работников(L), производительный капитал (К), природные ресурсы(N), технологии (р), что может быть записано таким образом:
У = / (L, К, N, Р).
Это нашло отражение в производственной функции Кобба—Дугласа.
Эта функция усилиями Э.Денисона, Р.Солоу и др. была усовершенствована качественными характеристиками — факторами и распространена даже на глобальные прогнозы (В. Леонтьев).
Под названием “производственная функция” эта формула стала базовой моделью экономического роста у представителей неоклассического направления.
Позднее, в 70-е гг., сделать факторы предложения в отличие от “эффективного спроса” приоритетными в государственном воздействии на экономический рост предложили “сапплай-сайдеры” (сапплай — предложение). Эта группа ученых (А.Лаффер, М.Боскин и др.) смогла реализовать свои идеи в США в контексте политики “рейганомики” начала 80-х гг.
Систематизируя другие факторы, влияющие на экономический рост, необходимо подчеркнуть влияние НТП и структуры экономики. Первый фактор обладает всеобъемлющим действием, второй — в виде структурной перестройки экономики — фиксирует этапы развития производительных сил.
Наконец, в теориях роста учитываются и такие факторы, как ожидания (“теория рациональных ожиданий”), управление (менеджерство), деловая этика (Л.Любимов, например, считает ее “главной институцией”). Влияет на приток капиталов для инвестиций и “интегральный показатель надежности” (ИПН), рассчитываемый в баллах с учетом экономической эффективности страны, политического риска, задолженности, вероятности форс-мажорных обстоятельств, кредитоспособности и др., всего по 10 позициям. В 90-е гг. Россия занимает место среди других стран в районе 150-й позиции (Япония, США, Франция, ФРГ — на первых местах). Большое значение для экономического роста имеет и процесс принятия решений при проведении экономической политики.
Модели экономического роста представляют собой математические аналоги реальных процессов, содержащие макропоказатели в виде зависимых и независимых переменных, отражающих экзогенные и эндогенные зависимости макропоказателей от структуры, масштаба и темпа экономического роста.
Неоклассическая модель (“производственная функция”) была упомянута выше. Неокейнсианцы (Э.Д,о-мар и Р.Харрод прежде всего) создали свой тип моделей экономического роста. Они рассматривают экономику как нестабильную по своей природе и для компенсации “провалов рынка” считают наобходимым обеспечивать инвестиции, учитывать эффект мультипликатора и акселератора, учитывать роль сбережений.
Такой рост Харрод назвал гарантированным. Еще раз подчеркну, что в моделях и Харрода, и Домара динамичное равновесие экономики неустойчиво и требуется госрегулирование.
Были выдвинуты: модель В.Леонтьева, определявшая виды роста по структуре экономики по конечной эффективности потребления; модель Дж.Неймана, описывающая равновесную экономику с максимально возможным темпом развития по стационарной траектории (теорема о магистрали); модель Дж.Мида и др.
Особенно много дискуссий вызвала появившаяся в 60-е гг. модель “нулевого роста” (авторы — члены “Римского клуба”), отражавшая факт глобальной нехватки ресурсов и загрязнения при существующих темпах производства и роста населения. В эти же годы институционалисты выдвинули теорию “стадий экономического роста” (У.Ростоу) и различные “теории трансформации” (Ж.Фурастье, Дж.К.Гэлбрейт и др.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анчишкин. А. Методологические проблемы факторного анализа динамики производства, интенсивных и экстенсивных путей экономического роста // Вопросы экономики. 1986. № 6.
2. Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономического роста. — М., 1981.
3. Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. — М., 1977.
4. Денисом Э. Исследование различий в темпах экономического роста. — М., 1971.
5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.:МГУ, 1997. С.678—680, 703—708.
6. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике. М., 1990.
7. Коммерсантъ. 1996, №1. С.13—18.
8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М., 1989.
9. Курс экономической теории / Под ред.Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997. Гл.30.
10. Леонтьев В. Будущее мировой экономики. — М., 1979.
11. Леонтьев В. Анализ эффективности внедрения новой технологии // В мире науки.1985. № 8.
12. Маршалл А. Принципы политической экономии. — М., 1983. Т. 3. Кн. 66. Гл. 12, 13.
13. Пестель Э. За пределами роста. — М., 1988.
14. Трофимова И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США. // США:ЭПИ. 1992. № 3.
[1]Вacuльeв В. С. Советская экономика на рубеже 90-х годов: американские оценки //США. 1991 . С. 27.
[2] См. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М., 1989.