Программа Р. Харрода по преодолению экономической нестабильности включала две группы мероприятий:
а) против "бегства фактического темпа роста от гарантированного" предлагалась антициклическая политика краткосрочного плана (общественные работы, процентная ставка, создание запасов из непортящихся материалов, сырья, продовольствия); государственные органы должны установить цены на такие товары на относительно стабильном уровне путем массовой их закупки во время спада и распродажи во времена бума;
б) против хронической безработицы и длительной депрессии предлагалось использовать политику снижения нормы процента — вплоть до нулевой отметки. Это приведет к расширению инвестиционного спроса на сбережения (на величину а значит, к некоторому сокращению доли сбережений в национальном доходе. Цель политики, по словам Р. Харрода, должна состоять в достижении прогрессирующего понижения процентной ставки.
Таким образом, в ходе анализа Р. Харрод пришел к выводам, схожим с теми, которые получил Е. Домар. Часто их модели, как уже отмечалось, объединяют в одну модель Харрода - Домара. Из нее следует, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво и для его поддержания в условиях полной занятости требуются активные и целенаправленные действия государства.
Ограниченность модели Харрода—Домара определялась не только предпосылками ее анализа (зависимость между приростом запаса капитала и увеличением объема выпуска линейна), но и историческими условиями: она более или менее адекватно описывала реальные процессы экономического роста в 1930 гг. и в послевоенный (восстановительный) период, когда главные усилия в развитии производства сосредотачивались на увеличении инвестиций и создании новых производственных мощностей при постоянстве капиталоемкости (капиталоотдачи). В более поздний период (вторая половина 50-х — 70-е гг.) перспективы развития производства во все большей мере стали определяться воздействием на него качественных изменений, что нашло отражение в неоклассических теориях экономического роста.
Первые неоклассические модели роста появились на рубеже 1950-х – 1960-х гг., когда внимание к проблемам динамического равновесия ослабело и на первый план выдвинулась проблема достижения потенциально возможных темпов роста не столько за счет неиспользованных мощностей, сколько путем внедрения новой техники, повышения производительности и улучшения организации производства.
В связи с этим меняются не только теоретические основы, но и методы анализа проблемы экономического роста. В этот период в экономике развитых стран резко возросла роль крупных фирм, которые, ориентируясь на неокейнсианские модели роста, стали составлять в порядке планирования своих инвестиций динамические модели роста на макроуровне, используя для этого методы линейного программирования и производственную функцию В. Леонтьева (баланс — затраты — выпуск). Ориентация крупных фирм на проведение самостоятельной экономической политике и их заинтересованность в собственной политике роста во многом способствовали активизации представителей неоклассического направления в создании альтернативных неокейнсианским макроэкономических моделей роста.
Представители этого направления выступили против государственного вмешательства в экономику, чтобы дать возможность крупным фирмам в наибольшей степени использовать имеющиеся у них ресурсы для достижения потенциального роста в условиях рыночной конкуренции.
Методологической основой их моделей роста послужили также классическая теория факторов производства, трактующая труд, капитал и землю в качестве самостоятельных факторов образования общественного продукта, и теория предепыюй производитепъности. в соответствии с которой доходы, получаемые владельцами факторов производства, определяются предельными продуктами этих факторов.
Теоретики неоклассической школы критиковали теории роста по трем пунктам:
• во-первых, за то, что они акцентировали внимание лишь на одном факторе роста — накоплении капитала (приросте инвестиций), игнорируя по сути все остальные (в особенности те, что связаны с тех-ническим прогрессом: рост образования, квалификации, улучшение организации производства и пр.). Неоклассики считали, что прирост производства может обеспечиваться также и за счет привлечения новых рабочих для использования имеющихся, но незагруженных производственных мощностей;
• во-вторых, за то, что они исходили из неизменности капитального коэффициента с. Неоклассические же модели, учитывая два производственных фактора (капитал и труд) и предполагая их взаимозаменяемость допускают возможность изменения этого коэффициента. Отсюда следовало, что и при данной технической оснащенности производства можно достичь определенного объема выпуска, используя различные комбинации ресурсов;
• в-третьих, за то, что они недооценивали способность рыночного механизма к автоматическому восстановлению равновесия. В отличие от неокейнсианцев они считали, что только конкурентная рыночная система в состоянии обеспечить сбалансированность экономического роста. Помимо конкурентного механизма таким условием у неоклассиков является также устойчивая денежная система. Поэтому они выступали против инфляционных государственных расходов, рас-сматривая вмешательство государства в экономику как фактор на-рушения стабильности.
МОДЕЛЬ Р. СОЛОУ. Впервые эта модель была изложена Р. Солоу в статье "Вклад в теорию экономического роста" (1956 г.). В 1987 г. ее разработку автору была присуждена Нобелевская премия по экономике.
Модель построена на неоклассической предпосылке господства совершенной конкуренции на рынках факторов производства, обеспечивающей полную занятость ресурсов. Выпуск продукции — функция не только капитала, но и труда, которые являются хорошими субститутами, и сумма коэффициентов эластичности выпуска по этим факторам равна единице. Сначала модель описывает равновесие экономической системы при нейтральности технического прогресса и постоянной отдаче от масштаба, в дальнейшем в нее вводятся технологические сдвиги посредством изменения нормы накопления и убывающей отдачи от масштаба.
Р. Солоу исходит из того, что необходимым условием равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. При этом совокупное предложение в его модели определяется на основе функции выражающей отношение зависимости между объемом производства, с одной стороны, и используемыми факторами и их взаимной комбинацией — с другой. Производственная функция Кобба - Дугласа обладает тем свойством, что доли каждого фактора в стоимости продукта постоянны, хотя в абсолютном выражении затраты труда и капитала могут изменяться.
В самом общем виде объем национального выпуска Y является функцией трех факторов производства: труда L, капитала К и земли N.
Однако фактор земли в модели Р. Солоу был опущен ввиду его малой значимости в экономических системах, характеризующихся высоким техническим уровнем, и поэтому объем выпуска зависит лишь от использования трудовых ресурсов и производственных мощностей:
В развернутом виде данная функция примет вид:
Y = (AY/AL)L + (AY/AK)K (7),
где AY\AL – предельный продукт труда MPL,
AY\AK— предельный продукт капитала MPK.
Это означает, что общий продукт (выпуск) равняется сумме произве-дений затраченного количества труда L и капитала на их предельные продукты, т. е. на приросты продуктов AY от увеличения затрат труда AL и затрат капитала т. е. на приросты продуктов AY от увеличения затрат труда AL и затрат капитала AK
Целью модели Солоу является ответ на вопросы: каковы факторы сбалансированного экономического роста, какой темп роста может позволить себе экономика при заданных параметрах экономической системы и как при этом максимизируются доходы населения и объем потребления.
В общем виде объем национального выпуска Y является функцией 3-х факторов производства: труда L, капитала K, земли N:
Y = f (L, K, N)
Фактор земли в модели Солоу был опущен ввиду малой эффективности в экономических системах, характеризующихся высоким технологическим уровнем, и поэтому объем выпуска зависит от трудовых и производственных факторов Y = f (L, K).
В развернутом виде эта формула имеет вид:
Y = ( AY / AL) * L + (AY / AK) * K
где AY / AL – предельный продукт труда MPL, AY / AK – предельный продукт капитала MPK.
Это значит, что общий продукт равняется сумме произведений затраченного количества труда и капитала на их предельные продукты, т.е. на прирост продуктов AY от увеличения затрат труда AL и затрат капитала AK. В упрощенном виде y = Y / L, где y – производительность труда; k = K/ L, где k — капиталовооруженность труда. Тогда производственная функция имеет вид
y= f (k), где f (k) = F (k,1).
Графическое изображение этой функции имеет вид, показанный на рис. 1. Рисунок показывает, что капиталовооруженность k определяет размер выпуска продукции на одного работника: y = f (k).
Рис 3 – График производственной функции в модели Солоу
При этом если tg a = k увеличивается на одну единицу, то y возрастает на МРК единицу. По мере роста капиталовооруженности труда его производительность увеличивается, но с убывающей скоростью, т.к. МРК снижается.
Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестиционным и потребительским спросом. Уравнение выпуска продукции на одного работника имеет вид: