Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие России в 1900–1917 годы (стр. 2 из 5)

- определялось два возможных способа выхода из общины: на хутора (куда переселяются крестьяне с семьей), и на отруба (когда крестьянская семья оставалась жить в деревне, а все хозяйственные угодья выделялись в одном месте). В обоих случаях земля передавалась крестьянину в полную собственность;

- крестьянская земля теперь могла находиться в свободном рыночном обороте, т.е. покупаться, продаваться, закладываться и т.д.;

- через Крестьянский поземельный банк крестьяне могли по льготным ценам покупать земли из того фонда, который выделяло государство. Кроме того, банк мог выдавать крестьянам дешевые кредиты, необходимые для укрепления и расширения хозяйства. Они выдавались сроком на 55,5 лет. Так же Крестьянский поземельный банк получил право самостоятельно скупать земли помещиков для последующей перепродажи крестьянам. Через банк довольно активно шел процесс перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства.

- учитывая проблему малоземелья, государство старалось регулировать процесс перераспределения земель. Так, в пределах одного уезда, запрещалось сосредотачивать в одних руках более шести наделов.

- переселенческая политика в восточные районы империи. Правительство с помощью этой меры пыталось решить целый ряд проблем: попытаться уменьшить аграрное перенаселение в центральных районах империи, уменьшить революционное напряжение в европейской части, провести русификацию окраин, создать из переселенцев слой крестьян-собственников – опору правительства. Для этого в местах предполагаемого переселения (Южный Урал, Северный Казахстан, Алтай, Средняя Азия, Дальний Восток) правительством проводились землеустроительные работы. Переселенцы получали большие льготы: гасились все их недоимки, они освобождались на пять лет от налогов, их обеспечивали дешевыми железнодорожными билетами. Для переселенцев предусматривались беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей на хозяйство, а также дешевые кредиты. Дети переселенцев освобождались от военной службы.

Несмотря на огромные затраты казны, переселение проходило довольно сложно. В общей сложности с 1906 г. по 1916 г. на восток переехало, примерно, 3,5 млн. человек. Из них более полумиллиона (546,6 тыс.) человек вернулось назад, около полумиллиона не доехало до места или умерли.

Переселенческая политика не смогла решить проблему аграрного перенаселения в европейской части, так как число переселенцев не превышало даже естественного прироста населения, а ведь он шел в основном за счет крестьянства.

Подводя итоги столыпинских преобразований, можно констатировать, что несмотря на определенные достижения (рост валовых сборов зерновых, некоторое увеличение товарности сельского хозяйства и т.д.), в целом реформа не решила до конца ни одну из поставленных перед нею задач полностью. Лишь 18,7% крестьян по выходу из общины собирались вести самостоятельное хозяйство. Всего за 10 лет было создано 280 тыс. хуторских хозяйств (в основном в Прибалтике, на юге Украины, в Предкавказье и Поволжье). Община сохранила свои позиции. Следовательно, создание мощного слоя крестьян-фермеров не получилось. Не были ликвидированы главные проблемы русской деревни – малоземелье и аграрное перенаселение. Увеличивалась имущественная дифференциация крестьянства.

Следовательно, реформа не только не сняла существующие проблемы, но и даже обострила их, приведя Россию в неустойчивое состояние, что не замедлило сказаться в годы войны и революции.

Начавшаяся первая мировая война сильно отразилась на состоянии дел в сельском хозяйстве. Отлив рабочей силы шел в условиях низкой механизации и сокращения количества рабочего скота, - все это привело к падению и без того не очень высокой производительности труда, сокращению посевных площадей, снижению валовых сборов и т.д.

Естественно, это не могло не привести к негативным последствиям. При этом следует учитывать тот факт, что само распределение скота по хозяйствам было крайне неравномерным и до войны, а изъятие его для нужд армии обострило и без того острую проблему.

Война заставила перепрофилировать многие производства под нужды фронта, что самым отрицательным образом сказалось на состоянии дел в сельскохозяйственном машиностроении, которое перед войной только начинало превращаться в отдельную отрасль промышленности.

В связи с уменьшением численности производства и ввоза сельскохозяйственных удобрений и техники, уменьшением численности рабочих рук, сокращались посевные поля, и уменьшалась урожайность.

Более значительным было снижение сбора хлеба. Однако, падение сбора объясняется тем, что часть территории была оккупирована, одновременно сократилось и население страны и упал экспорт хлеба. Поэтому некоторое снижение сбора хлеба, прежде всего в 1916 и 1917 гг., - не отражало дефицита хлебного баланса страны.

Продовольственные же затруднения были вызваны рядом других причин, в частности, полным расстройством транспортной системы. То же самое можно сказать и о валовой продукции сельского хозяйства в целом.

Главная причина продовольственного кризиса была в разлаженности работы государственного аппарата, в невозможности своевременно доставить продовольствие в города, в активном росте спекуляции, т.е. в организационной и политической сферах.

Правительство прибегало к мерам государственного административного регулирования. Так, в 1915 г. было образовано министерство земледелия, которое регулировало сельское хозяйство. В том же году было введено «губернаторское регулирование рынка», когда для обеспечения твердых и неизменных цен для закупки продовольствия для армии запрещалось вывозить сельскохозяйственную продукцию за пределы губерний до завершения госпоставок. В начале 1916 г. появилось карточное распределение продуктов, которое устанавливалось по инициативе местных властей, это естественно создавало неразбериху и подстегивало спекуляцию.

В ноябре 1916 г. было введено принудительное изъятие сельскохозяйственной продукции у крестьян по твердым ценам для снабжения армии и городов. Однако и эта мера не была реализована полностью. К концу 1916 г. продразверстка была выполнена на 86%. Все это свидетельствовало о неспособности правительства наладить продовольственное снабжение населения, подталкивало рост спекуляции и усиливало социальное недовольство.


2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Несмотря на кризисы, депрессию и войну, первые десятилетия XX века – это годы, когда промышленность развивается довольно успешно.

В конце XIX века в стране начинается промышленный подъем, который продолжался девять лет и шел довольно интенсивными темпами вплоть до 1900 года. Его главной особенностью была тесная связь быстрого развития промышленности с железнодорожным строительством, которое велось в основном на казенный счет.

За 1893-1902 гг. протяженность дорог выросла почти в два раза. Все это обеспечило длительный и устойчивый спрос на продукцию тяжелой промышленности, металл, лес, уголь и, прежде всего, продукцию отечественного машиностроения.

Железнодорожное строительство имело огромное экономическое значение еще и потому, что втягивало все новые и новые районы империи в активную хозяйственную жизнь, ускоряло промышленное освоение новых территорий. Да и сами железнодорожные станции с их мастерскими, технологическими службами часто становились новыми очагами промышленности.

За годы промышленного подъема производство тяжелой промышленности увеличилось в 2 раза. Важнейшие же отрасли развивались еще более быстрыми темпами.

Промышленный подъем 90-х гг. сменился кризисом 1900-1903 гг.

Особенностью кризиса был его затяжной характер. В целом падение стоимости промышленной продукции было небольшим, но то, что кризис охватывал попеременно, то одну, то другую отрасль, придавало ему определенное своеобразие и болезненность. Сильнее пострадала тяжелая промышленность.

Несмотря на кризис продолжалось, хотя и менее интенсивно, ж/д строительство. Длина ж/д путей выросла за эти годы на 5,2 тыс. км., т.о. в среднем в год в стране в условиях кризиса сдавалось в эксплуатацию 1,3 тыс. км путей.

В меньшей степени кризис задел легкую и пищевую промышленность. Более того, некоторые ее отрасли даже увеличили производство. Так, производство сахара выросло на 32,6%, бумажной пряжи – на 10,96%, суровья – на 14,5%, переработка хлопка возросла на 9,38% и т.д.

Однако избыток товаров, не находивших сбыт, отсутствие кредитования, - все это привело к банкротству и закрытию 3 тыс. предприятий, в основном мелких, с числом рабочих до 100 чел. В общей сложности потеряло работу более 100 тыс. человек.

Крупные предприятия легче переносили кризис, хотя также были вынуждены увольнять часть рабочих. Правда эти заводы и фабрики находились в лучших условиях, так как получали правительственную поддержку через Госбанк в виде кредитов, что позволяло им даже проводить модернизацию производства.

Кризис ускорил процесс концентрации и монополизации производства, начавшийся еще в 80-х – 90-х гг. XIX вв.

Следом за кризисом последовала депрессия, которая охватила 1904-1908 гг. В это время отмечается 2 заметных оживления в экономике, которые, однако не переросли в общий подъем из-за того, что рост производства охватывал поочередно разные отрасли при падении его в других.

Результатом депрессии явилось дальнейшее сокращение численности рабочих в ряде отраслей промышленности. В среднем в течение года работу потеряли 8030 человек, или почти 36% рабочих-металлистов столицы.

Новым фактором в экономике в годы депрессии стало повышение стоимости продукции при снижении объемов ее выпуска. Это было следствием монополизации целых отраслей, что позволяло получать прибыли «новым методом», создавая искусственный дефицит и повышая соответственно цены на продукцию. Особенно ярко это проявилось в нефтедобыче. Сократив ее добычу за 1904-1907 гг. почти на 27%, монополии добились повышения стоимости на 180%.