Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования.
Суть этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход»[2]. И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».
В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»[3]! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями»[4].
Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций»[5]. В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М.Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.
Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф.Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который в отличие от мультипликатора Р.Ф.Кана характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К. раз превосходит прирост инвестиций»[6]. Причина такого положения, подчеркивает Дж.М.Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть»[7].
Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется намного сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».
Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста.
Как же мультипликатор связан с безработицей? На рис.1а представлена кривая, связывающая уровень безработицы U (в процентах) с уровнем национального дохода Y (в долларах), которую можно рассматривать как приемлемую модель такой связи в краткосрочном плане. Она просто отражает тот очевидный факт, что чем больше будет производиться товаров и услуг, тем больше для их производства потребуется ресурсов, включая рабочую силу, а следовательно уровень безработицы падает, если национальный доход растет. Согласно «классической» точке зрения (чистые рыночники), экономика будет стремиться к равновесному состоянию, которое соответствует минимальному уровню безработицы U в результате того, что с ростом национального дохода реальная зарплата будет снижаться до своего равновесного значения на всех рынках труда. По Кейнсу же, и в этом состоит один из главных моментов его теории, равновесный уровень национального дохода (Y1 на рис.1б) , то есть макроэкономическое равновесие, соответствует условию равенства инвестиций I сбережениям S. При этом полная занятость может и не достигаться, либо потому, что «частники» слишком много откладывают (потребляют слишком мало), либо потому, что «фирмы» не имеют необходимых стимулов для достаточных инвестиций в производство, обеспечивающее полную занятость.
Рис. 1. Кривая соотношения уровня безработицы и уровня национального дохода.
Повышение уровня инвестиций и снижение уровня накоплений мультипликативно увеличивает национальный доход и снижает уровень безработицы. «Больше тратить!» - вот основной рецепт процветания.
Кейнс занимается в основном безработицей, поскольку эта проблема была главной в 30-50-х годах. Однако позднее экономистам, в том числе и последователям Кейнса, пришлось столкнуться и с другой проблемой - инфляцией, ростом цен, которая особенно остро встала перед Соединенными Штатами во второй половине 60-х годов. И хотя проблему инфляции достаточно трудно встроить в кейнсианскую макроэкономику, тем не менее последователи Кейнса доказывали, что поскольку рост национального дохода и агрегированного спроса толкает экономику к полной занятости, то уровень инфляции при этом должен расти. В качестве правдоподобной модели такой связи между уровнем безработицы U и уровнем инфляции i они предлагали рассматривать так называемую «кривую Филлипса», изображенную на рис.2 и названную так по имени предложившего ее автора.