Смекни!
smekni.com

Экономическое учение Дж.М. Кейнса (стр. 3 из 6)

Как полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться с возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

В этой связи М.Блауг пишет: «Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долго срочной перспективе остается слишком высокой...» Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает «денежную иллюзию» или реакцию индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности».

И резюмируя свою позицию по отношению к учению Дж.М.Кейнса, М.Блауг восклицает: «Кейнсианская революция действительно имела место!»

В свободном обществе с рыночной экономикой регулирование экономики государством возможно лишь с помощью финансовой политики, но не принудительным, «плановым» распределением ресурсов. Ключевым понятием финансовой политики являются налоги ( T ) и государственные расходы ( G ); величина разности этих величин, D = G - T, называемая бюджетным дефицитом, играет важнейшую роль в общей оценке действий правительства.

В глобальной картине циркуляционного потока налоги и государственные расходы можно изобразить, введя дополнительный отток величиной в Т долларов и дополнительный приток величиной G долларов, как это показано на рис.3.


Рис. 3. Циркуляция потока налогов и государственных расходов.

Таким образом, суммарный приток составляет ( I + G ) долларов, а отток - (S+T) долларов. Как и ранее, должны выполняться условие макроэкономического равновесия

AD = Y, причем теперь уже агрегированный спрос AD и национальный доход Y выражаются как суммы трех составляющих AD = C + S + T, Y = C + I + Gи, следовательно, условия равновесия могут быть переписаны в виде S + T = I + G(где С - потребительский спрос).

Кардинальный смысл последнего соотношения состоит в том, что теперь в случае, если величина накоплений «частников» S превысит величину инвестиций «фирм» I, это одно, само по себе не будет с неизбежностью приводить к нарушению экономического равновесия, спаду производства, уменьшению национального дохода и, как следствие, росту безработицы. В руках государства оказывается механизм, с помощью которого оно способно выровнять возникающий перекос и восстановить равенство левой и правой частей последнего соотношения. Этого можно достигнуть либо соответствующим уменьшением налогов T, при постоянной величине государственных инвестиций G в экономику; величина суммарных потоков в левой и правой частях соотношения при этом остается на прежнем уровне. Либо увеличить государственные расходы G, оставив на прежнем уровне величину налогов T; величина суммарных потоков при этом возрастает. В обоих случаях компенсация достигается за счет бюджетного дефицита D = G - T. Очевидна также экономическая нецелесообразность первого способа: частники увеличивают свои накопления, а им представляются налоговые льготы.

Приведенный пример демонстрирует основную идею регулирования: изъяв у частников определенную сумму дохода, можно воздействовать затем на циркуляционный поток, добиваясь его равновесия. Очевидна также схема действий в случае, когда фирмы при постоянной величине накоплений частников S, по каким-либо причинам снизят величину инвестиций I.

Суммарный отток (S+T) , одна часть которого идет в карман частника, а другая - в карман государства, можно рассматривать как совокупный поток сбережений; обозначим его буквой О. Суммарный приток (I+G), одна часть которого направляется фирмами, а другая государством, можно рассматривать как совокупный поток инвестиций; обозначим его буквой П. Поясним, почему величина мультипликатора остается той же самой. Раннее отмечалось, что она определяется углом наклона функции накопления частников S (их «предельной склонностью к накоплению») к горизонтали, которая изображала функцию инвестиций фирм I. Горизонталь - это независимость от величины национального дохода Y, что является вполне удовлетворительной идеализацией реальности: на фоне «векового тренда» национального дохода страны величина инвестиций за короткий период делового цикла от глобальной характеристики практически не зависит. Аналогичным образом на протяжении коротких периодов не зависят от величины национального дохода налоговые ставки и государственные инвестиции. Они могут быть разными, скажем в фазе рецессии и фазе подъема, но в эти короткие периоды, они суть горизонтали. Стало быть угол наклона не меняется и величина мультипликатора тоже.

Имея в руках два таких рычага как налоговая ставка и государственные расходы (инвестиции), правительство может ими пользоваться, сообразуясь с состоянием экономики и политической конъюнктурой. Увеличение налогового пресса всегда невыигрышно, особенно перед выборами. Увеличение государственных расходов (инвестиций) - это строительство школ, больниц, «укрепление обороны страны» - как правило привлекательная мера. Цена этой привлекательности - бюджетный дефицит, инфляция, падение реальной заработной платы и т.д.

Глава 3. Неокейнсианство.

В послевоенный период наибольшую известность в экономической литературе Запада получили неокейнсианские модели экономического роста, выдвинутые английским экономистом Р. Харродом и американскими экономистами Е. Домаром и Э. Хансеном.

3.1. Современное развитие неокейнсианства.

Экономическая теория Харрода, дополненная Домаром, анализирует не момент нарушения равновесия в экономике и восстановления его (статическое равновесие Кейнса), а длительный период устойчивого экономического роста (динамическое равновесие), теоретически обосновывая устойчивые темпы роста рыночной экономики.

Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста. Третьим фактором роста Харрод считает размеры накопленного капитала[11].

Обозначения Харрода специфичны. При устойчивом темпе роста производства Gn потребности в капиталовложениях будут выражены величиной Gn • Сг, где Cr «требуемый коэффициент капитала», который представляет собой прирост основного и оборотного капитала, необходимый для обеспечения единицы при роста продукции; он может колебаться в ходе цикла за счет главным образом размеров оборотного капитала. С точки зрения дли тельной перспективы Cr величина постоянная при неизменной норме процента, ибо технический прогресс, согласно Харроду, носит в этих условиях нейтральный характер: изобретения, экономящие труд, якобы уравновешиваются изобретениями, экономящими капитал. Что касается движения нормы процента и ее влияния на Сr, то ее длительное понижение вызывает возрастание Cr,a повышение влечет сокращение Cr Уравнение Харрода, выражающее условия равновесия при естественном темпе роста, имеет вид:

Gn-Cr = или ≠S

Оно означает, что для обеспечения устойчивого темпа роста производства при полной занятости инвестируемая доля дохода Gn • Cr должна быть равна его сберегаемой доле S. По существу, это модификация уравнения Кейнса: I=S, где I размер инвестиций. Разница в том, что, согласно Кейнсу, размеры инвестиций I определяются предельной эффективностью капитала (нормой прибыли) .V, нормой процента, а Харрод связывает эти размеры с ростом населения, техническим прогрессом и «требуемым коэффициентом капитала». Размеры сбережения S и в том и в другом случае определяются психологическим фактором - склонностью людей к сбережению.

Харрод подчеркивает различие между фактическим темпом роста, который он обозначает G, и «естественным темпом» Gn, т.е. таким, который имел бы место, если бы не было хронической безработицы, недозагрузки мощностей и экономических кризисов. Доказывая возможность ликвидации разрыва между фактическим темпом роста G и естественным темпом роста Gn, Харрод вводит новую категорию «гарантированный» темп роста Gw. Гарантированным является, по мнению Харрода, темп, удовлетворяющий предпринимателей, которые готовы его поддерживать и дальнейшем. Согласно уравнению Харрода