Для достижения точки равновесия важна гибкость рынка труда - при расхождении спроса и предложения труда способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда.
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах:
1. Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
2. Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
3. Трудовая мобильность.
4. Степень гибкости рабочего времени и режимов труда. [13]
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
Локальные рынки труда. Предпосылки конкурентного рынка труда содержат требования об однородности рабочих мест и работников. В целом для рынка труда эта предпосылка не выполняется. Рынок труда распадается на локальные рынки однородного труда по видам деятельности, отраслям, профессиям, квалификации работников, территориальному местоположению. Между такими локальными рынками труда существует определенная мобильность рабочей силы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.
Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос). При нехватке доминирующая заработная плата ниже равновесной, показателем нехватки служит разность между объемом спроса на труд и предложения труда при доминирующей заработной плате. [14]
Объем нехватки может быть оценен с помощью показателей занятости, безработицы, вакансий. Однако следует учесть, что на локальных рынках труда сложность подстройки рынка будет определяться не только размерами нехватки, но и тем, насколько велик разрыв между доминирующей и равновесной заработной платой. Чем больше этот разрыв, тем сложнее подстройка рынка. При прочих равных условиях величина этого разрыва будет прямо зависеть от эластичности спроса и предложения труда.
Монопсония на рынке труда - это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, один работодатель. В этом случае работодатель (при предположении о совершенной конкуренции со стороны продавца труда) сталкивается с рыночной кривой предложения труда, имеющей положительный наклон, и вынужден нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее предложения. При не дискриминирующей монопсонии работодатель всем работникам платит одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на труд, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем уже платит, и новому работнику, и прежним.
При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на труд являются возрастающими функциями от количества используемого труда.
Двусторонней монополией на рынке труда называется случай, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда обладает монопольной силой (например, работники, объединенные в профсоюз).
Профсоюз может нейтрализовать монопольную силу работодателя - монопсониста, предлагая труд своих членов по единой определенной заработной плате и создавая участок совершенно эластичного предложения труда. В этом случае будет возникать эффект, аналогичный эффекту минимальной заработной платы на монопсонистическом рынке труда. [15]
Модель профсоюза - монополиста предполагает, что помимо нейтрализации монопольной силы работодателя он будет также стремиться вести себя на рынке аналогично фирме - монополисту на рынке продукта и будет увеличивать заработную плату до такого уровня, чтобы максимизировать экономическую ренту работающих членов профсоюза.
Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту.
Модель неравновесного рынка труда основывается на том, что в точке равновесия DL (W*) =SL (W*) =L*, и равновесная заработная плата W* "очищает рынок" т.е. нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.
Модель равновесного рынка труда исходит из того, что уровень занятости определяется "короткой стороной рынка", или спросом на труд, или предложением труда, в зависимости от того, что из них меньше при данной заработной плате, L=min (DL,SL). Кривые спроса и предложения труда в этой модели могут быть интерпретированы как отражающие максимальное количество труда, которое может быть обменено при данной ставке заработной платы. [16]
С началом рыночных реформ в России процессы, происходящие на рынке труда, становятся предметом пристального внимания. Можно выделить ряд особенностей, характерных для России, но не свойственных другим странам с переходной экономикой: устойчивость занятости; отсутствие резких скачков в динамике безработицы; сокращение продолжительности рабочего времени; значительное снижение реальной заработной платы и другие. Наиболее важной, с точки зрения исследования неформальной занятости, особенностью российского рынка труда стали разнообразные (в том числе неформальные) способы адаптации: вынужденные административные отпуска, задержки зарплаты, теневая оплата труда, неформальная занятость и т.д. Господство неформальных отношений между работником и работодателем смягчало издержки переходного процесса, снижая одновременно его темпы. [17]
Наиболее массовой из новых видов занятости стала неформальная занятость. Первый этап исследований неформальной занятости характеризовался ориентацией на количественный анализ. Однако при этом возникали определенные сложности: применялись различные трактовки неформальной занятости; использовались различные оценочные методы; был очевиден недостаток достоверной информации о неформальной занятости в России.
Занятость без оформления трудового договора объяснялась разнообразными причинами: дезорганизацией населения относительно кадрового учета; инфляцией, которая резко актуализировала вопрос заработка; отсутствием навыков вторичной регистрации и т.п. Основными мотивами распространения неформальной занятости называют: стремление заработать и повысить уровень жизни, стремление снизить издержки и увеличить объемы производства за счет экономии на социальных выплатах, возможность сокрытия доходов от налогообложения.
Рассматривается влияние неформальной занятости на рынок труда. Негативное влияние заключается в следующем. Происходит деформация трудовых отношений; игнорирование норм трудового права, отсутствие для работников социальных гарантий и правовой защиты; недополучение государством социальных и налоговых платежей. Позитивные моменты: неформальная занятость способствует сокращению фактической безработицы и снижению напряженности на рынке труда, дает населению возможность заработать, способствует заполнению не престижных рабочих мест, открывает широкие возможности гибкого использования рабочей силы, способствует развитию конкуренции на рынке труда.
В последние годы неформальная занятость стала рассматриваться с новых позиций. Было исследовано и подтверждено, что формальные и неформальные практики сближаются. Формальное трудоустройство все более наполняется неформальным содержанием. А в сфере неформальной занятости вырабатываются устойчивые и массовые модели поведения, своеобразные "правила игры", которым следуют все участники неформальной сделки.
В Тюменской области (без автономных округов) сложилась стойкая тенденция роста числа занятых в экономике области. В 2006 году численность занятых на юге области составила 638,9 тыс. человек.
Наибольшее число занятых (по данным 2004 г) сосредоточено в торговле и общественном питании (18%), промышленности (15%), сельском хозяйстве (11%), строительстве и образовании (по 9,7%), транспорте и связи (10,4%) и здравоохранении (8,4%).
Всероссийская перепись населения 2002 года показала значительный за период с 1989 г. рост числа жителей области, имеющих профессиональное образование. Это связано как с потребностью экономики области, так и развитием в регионе системы профессионального образования. Наиболее развита система высшего образования, осуществляющая подготовку специалистов практически для всех отраслей экономики.
В числе занятых юга области доля специалистов с высшим профессиональным образованием по итогам 2004 г. составляла 20,5%, со средним профессиональным - 31,1%, начальным - 30,3%. [18]
Тюменская область относится к числу экономически благополучных регионов Российской Федерации в сфере занятости населения. Вместе с тем ситуация на рынке труда Тюменской области оценивается как весьма напряженная, особенно в сельскохозяйственных районах.
Численность занятых в экономике ежегодно, начиная с 2002 года, сокращается в среднем на 7,0 тыс. человек. Соответственно, фиксируется рост численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ (Международной организации труда), на 20% по сравнению с 2005 годом, абсолютное значение данного показателя составляет на конец 2006 года - 61,2 тыс. человек. Начиная с 2003 года, в регионе также наблюдается рост официальной безработицы: с 4,6 тыс. человек до 13,7 тыс. человек в 2005 году.