Смекни!
smekni.com

Анализ состояния безработицы в России (стр. 5 из 16)

Безработные остро ощущают ущемление прав и возможностей в поддержании здоровья. А из числа тех, кто испытывает необходимость в приобретении лекарств, большинство безработных испытывает недостаток средств для их покупки. Наряду с недостатком средств безработные испытывают ущемления, связанные с потерей доступа к ведомственным поликлиникам и здравпунктам.

Распространенное проявление социальной депривации касается культурного досуга, привычного для образа жизни среднего класса. Не могут себе позволить посещение театра, кино, в основном из-за недостатка денег, большинство безработных. Денег едва хватает лишь на самые необходимые расходы (еда, оплата квартиры), а некоторые безработные занимают деньги и на эти цели.

Наибольшие трудности испытывают члены многодетных семей, матери-одиночки, те, в чьих семьях нет работников, приносящих доход, те, кто лишены социальной помощи.

Кроме того, то потеря профессионального статуса является острой формой депривации. В силу разных обстоятельств попав в положение безработного, люди стараются, прежде всего, мобилизовать свои собственные ресурсы. Поведение рыночного свойства формируется, хотя и медленно, оно постепенно укрепляется. Следующим распространенным способом преодоления бедности является увеличение труда в семейной экономике: прежде всего, обеспечение семьи продуктами питания, выращенными на своем участке (картофель, овощи, птица и проч.), а также усилия, направленные на экономию, «продление жизни вещей».

В противоположность отмеченным активным видам поведения, значительно меньшая часть семей безработных осуществляют поведение «оборонительного» характера: денежные затруднения вынуждают распродавать свои вещи, накопленное имущество. И совсем пассивное поведение практикует лишь очень небольшая часть безработных: люди сами ничего не предпринимают, пользуются помощью родственников, местных органов, государства.

Главные надежды в предотвращении бедности безработные связывают с получением постоянной работы. Вместе с тем происходит осознание того, что работу, соответствующую прежнему профессиональному статусу, уже не найти. Положение осложняется тем, что по мере увеличения продолжительности безработицы теряются профессиональные навыки, снижается квалификация.

Постепенно формируется готовность отказаться от своей профессии интеллектуального труда и занять работу с более низким уровнем квалификации, менее престижную.

В настоящее время лишь предприятия частного сектора предъявляют спрос на рабочую силу. Понимая ситуацию, безработные самостоятельно обращаются в частный сектор в поисках работы. Что там предлагается? Как правило, вакансии кладовщика, продавца в ларьке, диспетчера на телефоне, коммивояжера и другие работы низкой квалификации, ничего не имеющие общего со специальностями респондентов по образованию. Контракты по тем или иным причинам не были заключены; отказы работодателя нередко были связаны с возрастом или полом безработного, предпочтение отдавалось молодым и физически сильным. Около половины отказов имеет дискриминационный характер.

И несмотря ни на что, около половины безработных намерены продолжать поиск работы в частном секторе.

Для получения дополнительных профессиональных знаний или новой специальности безработные посещают какие-либо курсы: бухгалтеров, секретарей, программистов, дистрибьютеров, водителей, скорняков и т.д.

Отметим, что для большинства работающих профсоюз ранее был единственной социальной организацией, с которой они взаимодействовали в течение трудовой жизни. Причем, профсоюз наряду с администрацией предприятий участвовал в социальном обслуживании и социальной защите, организованными прежде в советской системе, главным образом, по месту работы. С потерей работы человек утрачивает связи с профсоюзом.

Испытав отторжение от своей профессиональной среды и переживая психологически неопределенность социального статуса, безработный имеет мало шансов вступить во взаимоотношения с какими-либо социальными организациями (кроме службы занятости).

В настоящее время не существует целостной сети социальных организаций, специализирующихся на поддержке населения, оказании разнообразных услуг- юридических, консультативных, психологических. Где-то создаются организации типа клубов, но членство в них избирательно, информация о них недостаточна.

Причины необращения за помощью объясняются не только слабой информированностью безработных, но и отсутствием опыта социального взаимодействия, неясным осознанием нуждаемости в различных видах поддержки, кроме материальной помощи.

Безработные, не требуя помощи извне, не претендуя на всестороннюю поддержку общества (за исключением формальных взаимоотношений со службой занятости), в свою очередь, сами сознательно отделяются от социальной, политической жизни. Из всех гражданских прав их заботит в основном право на пособие по безработице. Они формируют свое автономное существование, замыкаются в мире собственных проблем.

Однако общеполитические процессы не оставляют их равнодушными: большинство смотрят программы телевидения, слушают радио, а некоторые интересуются программами политических партий.

Относительно результативности своей собственной активности с целью отстаивания гражданских прав безработные настроены скептически. Однако идея выразить свой протест против распространения безработицы находит поддержку у значительной части безработных.

Таким образом, заметно формирование солидарности, как позитивной компоненты культуры бедности. Препятствием этому процессу является то, что безработные дисперсированы по территории, единственно массовая форма общности - трудовая организация для них больше не существует. К ним пока еще не пришло осознание себя как особой социальной группы. Опыта отстаивания своих гражданских прав у них нет. После нескольких лет ожидания позитивных плодов реформации общества наступило разочарование в демократизации. Показателем гражданской активности можно считать регулярное участие в выборах в местные (областные и городские) органы власти.

Безработные, так же как и основная часть российского населения, имеют невысокий уровень правового сознания. В этом отношении не является исключением трудовая сфера.

Лишь постепенно, по мере накопления работниками опыта взаимодействия с работодателями частного сектора приходит понимание контракта как основного инструмента защиты прав трудящихся, особенно в ситуации, когда работник не защищен профсоюзом и противостоит работодателю в одиночку.

Таким образом, безработные, которые вытеснены из системы организованных трудовых отношений, вынуждены вступать в трудовые отношения с частными лицами (самые неустойчивые отношения, не защищенные нормами трудового права и институтом социального обеспечения).

В период вынужденной незанятости две трети безработных, выполнявших временные работы, вступали в полулегальные или нелегальные отношения с работодателями, что сильно ограничивает возможности работника в защите своих прав и настаивании на своих требованиях. При резком сжатии объема официальной экономики и при отсутствии организации, которая помогала бы безработным и временно занятым работникам отстаивать свои права, формируется модель трудового поведения со следующими характеристиками: склонность к делегализации трудовых отношений, пассивность в отстаивании своих трудовых прав, преимущественная ориентация на сменяемость (череду) большого количества краткосрочных работ вместо тщательного поиска подходящей работы; основное внимание «хорошей» оплате и пренебрежение обеспечением нормальных условий труда и социальных гарантий.

Несомненно, что безработные составляют существенную компоненту социальной базы теневой экономики. Основная побудительная причина занятости безработных в теневой экономике – отсутствие социальной защиты в виде пособия по безработице, достаточного для скромного существования в период поиска работы. Вторая причина- понимание исключительной сложности нахождения постоянной подходящей работы на рынке труда с сокращающимся спросом на рабочую силу, особенно на технических специалистов. Третья причина- ощущение постепенного ухудшения качества рабочей силы по мере увеличения периода незанятости, а значит, ослабление конкурентоспособности (главным образом, из-за ограниченного доступа в систему профессиональной подготовки и повышения квалификации и малой доступности качественного медицинского обслуживания и санаторного лечения). Ну и наконец, хотя далеко не последняя по значимости причина, тяжелое материальное положение в семьях безработных.

Занятость обеспечивает социальную легитимность, так же как и доступ к доходам. На противоположном полюсе- безработица и случайные, социально не защищенные работы, которые ведут к отторжению как от материальной, так и от символической сфер общества. Открытая безработица все в возрастающей мере становится критическим фактором, исключающим людей не только из мира работ и доходов, но и нарушающим их социальную идентичность.

Безработные являются самыми незащищенными, наиболее нуждающимися в поддержке государства. Они не защищены трудовым законодательством, утратили социальные связи с институтами труда, не подлежат социальной защите, «выпали» из системы социального контроля. Они, в основном, находят опору в родственно-дружеских связях.