Во второй половине века кризис еще более усилился. Строили много, гораздо больше, чем в первой половине века, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов и фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами – колодцами.
Так постепенно менял свой стройный строгий вид Петербург, его прекрасные, уже сложившиеся улицы и площади.
Таким образом, для русского изобразительного искусства стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры были годами ее деградации в художественном отношении.
Оценивая в целом искусство второй половины века, можно заметить, что различные его виды в разной степени отразили передовые демократические идеи времени. Последовательнее и с наибольшей творческой емкостью это сделала живопись. Традиции реалистического искусства передвижников составляют подлинную сокровищницу национального художественного наследия.
1. Боханов А. Н. «Крупная буржуазия в России. Конец ХIХ века - 1914 г.» М., 1992 г.
2. Н. Верт «История советского государства» М., 1995 г.
3. Козлов В. А. «Культурная революция и крестьянство» М., 1983 г.
4. Милюков П. Н. «Воспоминания», Ч. V, М., 1990 г.
5. «Наше Отечество», Т. 1 М., 1991 г.
6. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. «История России». 1999 г.
7. «Энциклопедия для детей» Аванта+.