В качестве примера, думаю, стоит рассмотреть изменения земельных владений Троице-Сергиева монастыря в конце XV – начале XVI вв. Одними из факторов замедления темпов роста землевладения во второй половине XV века были секуляризационные тенденции в земельной политике Ивана III, обострение борьбы за землю крестьян и всех категорий феодалов, духовных и светских, и резкое уменьшение количества земельных вкладов со стороны светских лиц[14]. В первом десятилетии XVI века наблюдается постепенное преодоление этих факторов. С 1506 года возобновляются земельные, в большинстве своем мелкие дробные (в актах фигурируют слова «пол леса», «пустошь», «двор» и др.), что свидетельствует о раздроблении вотчин средних и мелких феодалов. По вкладам и завещаниям в первой трети XVI века монастырь приобрел 18 сел, 21 сельцо, 161 деревню, 9 пустошей, 18 починков, 2 селища. Было куплено 3 села и 31 деревня. По обмену были приобретены 2 села, 2 сельца, 28 деревень. Монастырь получал и вотчинные комплексы, по которым проходили межуездные границы, но такое расположение не препятствовало устойчивости этих вотчинных комплексов, сложившихся в них порядков суда, управления и землепользования. В Старицком уделе корпорация не имела полной уверенности в своих владельческих правах на новые села, либо сказывалось ограничивающее действие уложений, запрещающих вотчинникам Твери, Торжка и др. отчуждать вотчины на сторону[15].
Постепенно с обрастанием монастырей землями монахи, удалившиеся из мира во имя духовного подвига, стали вести жизнь весьма далекую от идеалов иноческой подвижнической жизни. Вместо того чтобы кормиться «рукоделием», они предавались стяжанию, собирали оброки с крестьян, вымогали пожертвования у вдов, вели вполне мирской образ жизни. Упадок благочестия в монастырях вызвал тревогу в церковных кругах. Лучшие умы церкви искали выход из кризиса. Нил Сорский развивал идеи аскетизма. Иосиф Санин отстаивал монастырские богатства, а спасение видел в умножении строгостей.
Но не стоит думать, что подобная защита земельных владений основывалась на корыстных интересах. Волоцкий монастырь, игуменом которого был Иосиф Санин, тратил крупные средства на благотворительность. В голодные годы монастырские власти кормили сотни голодающих крестьян[16], собиравшихся со всей округи. Отстаивая неприкосновенность монастырских богатств, Иосиф указывал на то, что иноки наилучшим образом могут распорядиться ими. Таким образом, его теория имела задачей осуществление главной, на мой взгляд, функции церкви – помощь нуждающимся, благотворительность, что станет невозможным без владения церковью землями и другими материальными богатствами. Думаю, что эта концепция является наиболее правильной, по крайней мере, на этапах ее раннего существования, поскольку сторонники этой теории, как и любой другой идеологии, развивали ее. Но воспринимая концепцию «из вне», т.е. знакомясь с ней, а не создавая, постепенно «совершенствовали» ее, руководствуясь уже корыстными целями.
Нил Сорский отрицал любую собственность и применительно к каждому монаху, и ко всей обители в целом. Он писал: «Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию. Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение»[17]. В нищете Нил видел путь к достижению идеала духовной жизни – даже священные ценности не должны стать предметом вожделения. И именно так церковные служители могут спасти душу. Подобные взгляды кажутся мне несколько эгоистическими, поскольку церковь не в состоянии помочь нуждающимся даже средствами существования, а лишь молитвой, но, как думается, молитвой нищий крестьянин в прямом смысле сыт не будет.
Исторические обстоятельства, породившие конфликт между нестяжателями и иосифлянами, заключается в проводимой государством политике относительно церковного землевладения. В конце XV в. Иван III провел вторую секуляризацию церковных земель в Новгороде. Первая была им осуществлена в 1478 г.[18], что, несомненно, вызвало отрицательную оценку со стороны церкви. Согласно летописи, причиной этого было обогащение казны и московских детей боярских, получавших от казны поместья. «В лето 7007-го [1499] пожаловал князь великий сына своего, нарек государем Новгороду и Пскову… Генваря поимал князь великой в Новгороде вотчины церковные роздал детем боярским в поместье, монастырские и церковные, по благословению Симона митрополита»[19]. У Софийского дома отобрали половину его земельных владений. В казну перешло также множество монастырских сел. На соборе 1503 г. в Москве обнаружились намерения Ивана III распространить новгородский опыт на другие церковные епархии[20]. Однако это было невозможно, поскольку применение аналогичных мер в отношении московского духовенства вызовет крайнее негодование населения. По этой причине, в отличие от Новгорода, в Москве власти пытались воздействовать на церковь методами убеждения: от духовенства требовали добровольной жертвы, суля щедрое вознаграждение – полное обеспечение деньгами из казны и хлебом из великокняжеских житниц. Великие князья могли рассчитывать на успех задуманной секуляризации лишь при поддержке влиятельных духовных лиц, кем и был Нил Сорский. Решение о секуляризации также зависело и от московской Боярской думы, но московская знать сама жертвовала монастырям земли и деньги. Вместе с московским духовенством бояре строили государство. Применение мер принуждения в отношении собственного духовенства, по-видимому, не вызвало энтузиазма в думе. В результате церковь отстояла свои земельные владения от посягательств казны.
Борьба церковников со светской властью и их взаимные обличения способствовали развитию критического отношения к церкви. В этих условиях произошла активизация еретически настроенных групп. Выступление еретиков было использовано Иваном III в своих целях: оно облегчало ему борьбу с притязаниями церкви, поскольку еретики, помимо прочего, были противниками «стяжательства». Руководители новгородской ереси Алексей и Денис легко завязали дружбу с великим князем, который перевел их в 1479 году в Москву[21]. Понятно, что официальная церковь враждебно встретила новое оживление еретических движений и сосредоточила все силы на борьбу с ними. Главным инициатором выступал новгородский архиепископ Геннадий. В результате его деятельности еретиков подвергли гонениям. В 1494 году бал отставлен и покровитель еретиков – митрополит Зосима, обвиненный в «непомерном питии»[22]. Его дело продолжил Иосиф Санин. Чтобы организовать суд над еретиками, волоцкий игумен предложил начать прямо с арестов, рассчитывая, что, не выдержав пыток, взятые под стражу оговорят своих ближних. На процессе 1504 г. еретики поначалу решительно отстаивали свою принадлежность к православию и отказывались каяться, однако казни и гонения устрашили их, и они «сознались» в «жидовстве»[23]. Если на первом соборе для суда над еретиками великий князь не одобрил смертной казни, то на втором 1504 года они были приговорены к такой мере наказания.
Примерно к 1511-1512 относится поворот великокняжеской власти навстречу требованиям церкви. Церковь стала получать большие иммунитетные привилегии, становясь «государством в государстве» и сохраняя независимость своих владений от государственной власти. Взамен великокняжеская власть хотела получить от церкви полную поддержку в своих делах. Однако сочувствовавший «нестяжателям» митрополит Варлаам (с 1511 года) сопротивлялся великому князю. Позиции «нестяжателей» усилились, когда в 1518 году с Афона прибыл Максим Грек для перевода церковных текстов. В своих сочинениях он говорил о необходимости отказа церкви от земель, а при переводе допускал много ошибок и неточностей. Его деятельность вызывала сильное раздражение среди «иосифлян». Ведущую роль в этой борьбе играл новый митрополит Даниил, последователь Иосифа Волоцкого. Он также оказывал помощь Василию III во внутриполитических делах, а поэтому пользовался его поддержкой. В феврале 1525 года Максим Грек был арестован, а освобожден только в годы правления Ивана IV[24].
Осуществленные в годы правления Елены Глинской (1533-1538) многие важные мероприятия, направленные на укрепление централизованного государства, коснулись и церкви. Во время интенсивного возведения городских укреплений в Москве и Новгороде духовенство – в нарушение традиций – было наряду с другими слоями населения обложено сбором на постройку. Позже с новгородского архиепископства и его монастырей взяли большую сумму денег на выкуп людей из татарского плена[25]. Все эти меры были попыткой светских властей привлечь средства церкви и ограничить ее богатства.
В середине XVI века во взаимоотношениях государства и церкви ясно выделились две проблемы: стремление правительства к ограничению роста церковного землевладения вплоть до секуляризации, отмена иммунитетных пожалований. Эта борьба отмечена многократными попытками царской власти перейти в наступление, которое тут же сменялось еще более щедрыми пожалованиями. Одна из следующих попыток урегулировать взаимоотношения между государством и церковью в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе.