Содержание
Введение
От «креативной экономики» к «креативному обществу»
Вывод
Использованные источники
Введение
Тема работы «От «креативной экономики» к «креативному обществу»».
В работе рассмотрена сущность феномена "креативная экономика", обоснована целесообразность распространения понятия "креативный" на определение современной стадии развитиячеловеческой цивилизации как "креативного общества", проанализирована роль и функции государства в перестройке такого общества.
Относительно недавно в научной литературе появился термин "креативная экономика". Согласно утверждению одного из его адептов, американского ученого Р. Флориды, первым это понятие ввел в обращение журнал "BusinessWeek" в августе 2000 г.. Со временем англичанин Дж. Хокинс в своей книге "Креативная экономика: как люди делают деньги из идей" (2001) попробовал проследить ее влияние в глобальном масштабе. При некоторых расхождениях по поводу сферы применения и измерения этого феномена оба ученых, в частности, отмечают, что существует прочная взаимосвязь между культурно-художественной активностью и созданием дополнительного объема стоимостей в экономиках как отдельных стран, так и мира в целом. Ученые пришли к выводу, что культурно-художественная креативность (или творчестве) "способствует предпринимательству, побуждает к инновациям, повышает производительность и активизирует экономический рост. В течение 2000-2005 гг. объем креативной деятельности в мире вырос на 8,7% и обеспечил дополнительный рост мирового экспорта на 424,4 млрд. дол..
Креативную экономику, например, США представляет большое количество таких институций, как музеи, зоопарки, танцевальные труппы, театры, художественные галереи и школы, архитектурные фирмы, издательства, рекламные агентства, кино- и телестудии и другие многочисленные бизнес-структуры, работающие в сфере создания и распространения культурно-художественной продукции. Так, в 2008 г. их насчитывалось свыше 600 тыс., и за 2007-2008 гг. их количество выросло почти на 12%, что по динамике намного опережает темпы роста производственного сектора США.
К мысли о необходимости дать определение креативной экономики Р. Флорида пришел в процессе исследования "креативного класса". В условиях новой эры глобализированной экономики, когда культура и креативность часто взаимосвязаны, он трактует креативный класс как новое поколение креативных профессионалов, дополняющих экономический рост средствами "создания, продуцирования и распределения товаров и услуг, требующих креативности и интеллектуального капитала". Согласно Р. Флориде, понятие "креативный класс" имеет широкую трактовку и вбирает в себя много разных профессий - художников, дизайнеров и представителей творческих ремесел, применяющих свои креативность, знания и навыки для продуцирования новых идей, новых технологий, нового креативного контента, что способствует более динамичному развитию экономики, культурно-просветительской инфраструктуры, улучшению качества человеческого капитала. Все это особенно сильно проявляется в крупных культурных центрах, которые он называет креативными городами. Опираясь на собранный фактологический материал, - в частности, по такому мегаполису, как Нью-Йорк, - Р. Флорида делает вывод о значительном катализационном влиянии художественно-креативной среды на рост экономических показателей этого города. Например, только за счет туристов, посетивших Нью-Йорк в 2005 г. преимущественно ради получения удовольствия от его культурно-художественных ценностей, доходы в городе дополнительно выросли на 5,4 млрд. дол. (без учета доходов гостиниц, ресторанов и фирм розничной торговли, обслуживающих учреждения культуры).
Отдавая должное основоположникам понятия "креативная экономика" и не оспаривая их приоритет в изобретении данного термина и его контента, полагаем, что сфера его применения явно мала, поскольку адекватно не отвечает категориальному потенциалу этого емкого словосочетания. Креативность в той или иной степени всегда была присуща практически каждой сфере экономической и социальной деятельности человека. Изобретение колеса, рычага, способа выплавки металла, новых средств и методов производства требовало неординарного творчества. Рост его потенциала и роли в хозяйственной жизни шел по экспоненте по мере привлечения к образованию, изобретательской деятельности и научным исследованиям все большего числа людей, улучшения качества образования и совокупного массива знаний, наращивания кумулятивного эффекта от роста объемов и качественных параметров всего разнообразия инструментария когнитивной человеческой деятельности. Таким образом, по нашему мнению, можно с полной уверенностью утверждать, что на данном этапе развития человечества креативность является ключевым фактором практически каждого вида экономической деятельности человека, залогом более полного решения главной экономической проблемы (дисбаланса между неограниченными потребностями и ограниченными (редкими) ресурсами), противостояния глобальным экологическим, техногенным и другим угрозам и вызовам новейшей истории. Кроме того, этот термин заслуживает более масштабного применения - в виде словосочетания "креативное общество" - в отношении современной, наиболее прогрессивной стадии развития человеческой цивилизации.
От "креативной экономики" к "креативному обществу"
Нынешний мировой кризис вынудил всех задуматься над целями дальнейшего развития человечества, путями и средствами их достижения. Еще В. Ростоу , разрабатывая теорию стадий экономического роста, предполагал наступление новой стадии - "поиска нового качества жизни" в постиндустриальном обществе. На этой стадии меняются приоритеты общества, семейные и интеллектуальные ценности преобладают над потребительскими. Другой исследователь А. Маслоу свою пирамиду иерархии человеческих потребностей увенчал сегментом "духовные потребности". Одной из главных духовных потребностей человека он считает креативность. Комментируя свой принцип ранжирования человеческих потребностей, А. Маслоу, в частности, пишет: "Человек - это пирамида потребностей с биологическими в основе и духовными на вершине. Причастность к высшим, духовным ценностям удивительным образом возвеличивает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к актуализации их.., то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями разума, перестанет быть безразличным к окружающему его миру.., что будет означать его приближение к обществу, построенному на духовных ценностях".
Последние слова цитаты, по моему мнению, слишком оптимистичны. Но это не означает, что государство, имея в своем распоряжении значительный арсенал разнообразных средств, не должно пытаться, с одной стороны, обеспечивать как можно более полное высвобождение большого потенциала реализации творческих начал в использовании людских ресурсов (труда и предпринимательских способностей) в каждом секторе, каждой отрасли экономики и фирме, а с другой - способствовать изменению баланса в иерархии социально-экономических потребностей населения в пользу духовных и социальных за счет тех, которые превращают человека разумного в ненасытного, неутомимого потребителя с престижными, надуманными, фальшивыми и вредными потребностями. Дисбаланс между потребностями и производительными ресурсами будет усиливаться, если человечество будет искать решение этой главной экономической проблемы только в увеличении производственных возможностей общества. И здесь не помогут ни индустриальные, ни постиндустриальные, ни технотронные, ни информационные модели и технологии, ни новейшие формы менеджмента, логистики или институциональные новообразования. Почему? Потому, что все они вмонтированы в преимущественно потребительскую модель, в которой львиную долю потребностей составляют физиологические, экзистенциональные и те вторичные (приобретенные), которые с каждым разом повышают роль и значение престижно-статусных вещей.
Ограниченным редким ресурсам никогда не выиграть "гонки" у неограниченных и все время растущих человеческих потребностей. Следовательно, нужно постепенно корректировать парадигму жизненной философии. Креативность как главный фактор наращивания производственного потенциала человечества должна одновременно превратиться в главную цель его жизни. Было бы утопичным призывать современников, особенно в развитых странах, к ограничению себя минимумом жизненных благ или, тем более, к аскетизму монахов либо отшельников. Но разумные самоограничения, прекращение погони за гламуром и потребительским престижем, отказ от кичливости и самоутверждения путем специфического или чрезмерного потребления - это не только единственно возможный и адекватный ответ на угрожающие вызовы региональных и глобальных проблем (ресурсно-энергетической, техногенно-экологической и т. д.), но и способ осознания необходимости перехода к новой, более цивилизованной и перспективной стадии развития человечества - креативной.
Современная неолиберальная модель экономического роста способна лишь частично решить эту задачу. Конечно, рыночные отношения - это мощный ресурс высвобождения огромной энергии креативности, творческой деловой активности, конкуренции талантов, инноваций, стимулов для получения образования и профессионализма. Однако полная неуправляемость и неограниченность "невидимой руки" могут привести, - да и уже в определенной степени привели, - к фетишизации товарно-денежных отношений и многим отрицательным направлениям развития потребительского поведения населения стран с рыночной экономикой. Мы понимаем, что в каждом человеке в большей или меньшей степени заложено немало таких биологически-физиологических начал, таких извечных черт, как зависть, высокомерие, жадность, тщеславие, кичливость и др. Все это может постоянно порождать специфические потребности, которые иногда сложно назвать рациональными, здоровыми, количественно разумными, безвредными для непосредственного потребления или влияния на третьих лиц и т. д. В условиях нерегулируемого рынка производители (которые, кстати, в этом плане ничем не отличаются в лучшую сторону от потребителей), руководствуясь мотивом получения или максимизации прибыли, как правило, идут навстречу потребителям с любыми платежеспособными возможностями. В этой связи возникает необходимость такого вмешательства государства в хозяйственную и социальную жизнь страны, которое бы, сохраняя и усиливая здоровые направления рыночного саморазвития, одновременно ограничивало саморазрушительные потенции капитализма и, что главнее (и сложнее), формировало и воплощало в жизнь новую духовно-потребительскую парадигму, а следовательно, и стадию жизнедеятельности человечества - креативную.