Вышло наоборот. В 1992 г. в результате так называемой шоковой терапии, выразившейся в колоссальном росте цен и обесценении личных денежных доходов, в стране стали преобладать бедные и низкообеспеченные люди. В их состав перешла основная часть среднего слоя. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чем в 30 раз за счет обеднения низкообеспеченного и среднего слоев и составила более трети общей численности населения. Средний слой уменьшился в 3,5 раза. Жизнь лишь в каждой пятой семье можно было считать сравнительно благополучной, в то время как до реформ такой материальный достаток имело более трех четвертей населения. Высокодоходный слой общества также понес большие потери и сжался до несущественных размеров.
Потребовалось двенадцать лет новой жизни, чтобы заметно переменить ситуацию к лучшему: снизить долю бедных примерно в 2 раза, низкообеспеченных - в 1,4 раза, увеличить среднеобеспеченную группу в 2,2 раза, а высокообеспеченную - в 24 раза. Тем не менее, несмотря на эти позитивные тенденции, проявившиеся особенно в последние годы, страна еще очень далека от восстановления даже дореформенной структуры распределения населения по уровню жизни. Как видно из табл. 2, в 2004 г. примерно половина россиян по уровню материального благосостояния была либо бедными, либо низкообеспеченными. Денежные доходы этой части населения не позволяли ему достичь даже восстановительного уровня потребления, вынуждая вести дополнительное подсобное хозяйство и использовать в широких масштабах домашний труд. Восстановительный и средний уровень потребления могли позволить себе менее 50% населения страны, и только незначительная его часть располагала денежными доходами, обеспечивающими им развивающий уровень потребления.
Прогнозные оценки показывают, что за 2006-2008 гг., на которые рассчитана утвержденная правительством от 19 января 2006 г. программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, ни в бедных, ни в низко- и среднедоходных группах населения не восстановятся прежние масштабы их представительства в обществе. Только высокообеспеченная группа населения может примерно в 2 раза увеличить свое представительство. Надо также иметь в виду, что в настоящее время налоговая и потребительская нагрузка на денежные доходы является более высокой, чем в советский период. Льготные и бесплатные услуги сжались по сравнению с масштабами социалистических общественных фондов потребления и в значительной степени работает на рост материальной обеспеченности высокодоходных слоев населения.
Жилищная обеспеченность за годы современных реформ значительно выросла в верхних и существенно не улучшилась в нижних группах населения. Обработка экспертами данных выборочных бюджетных обследований Росстата за 2004 г. показала, что доля населения с плохими жилищными условиями 5 была выше, чем доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на 9 процентных пунктов, а доля бедных, определенная с учетом жилищной бедности, была в 1,7 раза выше. Из этого следует, что распределение населения по "полным" потребительским бюджетам является еще менее благоприятным для его нижних слоев.
Таким образом, решение проблем преодоления абсолютной бедности и низкой обеспеченности, а также расширения среднего класса до преобладающей в обществе социальной группы выходит далеко за рамки среднесрочной программы и остается главной задачей социально-экономической политики на перспективу.
1.4 Коэффициенты концентрации и дифференциации доходов
Рыночные преобразования в стране сопровождаются быстрым нарастанием неравенства населения по доходам и уровню жизни. На уровень экономического неравенства в обществе влияют следующие факторы: различия текущих личных доходов и размеров частной собственности, а также зависящие от этого накопления богатств у той или иной категории людей; в уровне и качестве образования, а также личных достижений; возрастные и физиологические различия людей, а также доступность тех или иных материальных благ.
Для официальной оценки экономического неравенства в обществе применяются коэффициенты концентрации и дифференциации доходов. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) позволяет сравнивать доходы наиболее и наименее обеспеченных групп населения, представляя собой соотношение средних значений денежных доходов 10% , наиболее и наименее обеспеченного населения. Индекс Джинни (коэффициент концентрации доходов) позволяет оценивать неравенство в распределении общего фонда личных денежных доходов между людьми или домохозяйствами. В отличие от коэффициента дифференциации доходов этот показатель рассчитывают не путем сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп в совокупном объеме денежных доходов. Чем равномернее распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джинни (ближе к 0). И наоборот, чем больше величина индекса Джини (ближе к 1), тем меньшая доля национальных доходов сосредоточена у бедных слоев населения.
Система потребительских бюджетов позволяет вводить еще два новых индикатора экономического неравенства: коэффициенты дифференциации и соотношения покупательной способности среднедушевых денежных доходов (по группам населения с разным уровнем жизни). Коэффициент дифференциации среднeдyшевых денежныхдоходов по гpуппам населeнияс наиболее высоким инизким уровнями жизни определяется по средним доходам населения, имеющего уровень жизни выше бюджета высокого достатка и ниже прожиточного минимума. Коэффициент соотношения покупательной способности доходов по группам населения с наиболее высоким и низким уровнями жизни определяется по покупательной способности доходов в группах населения с уровнями жизни выше бюджета высокого достатка и ниже прожиточного минимума. В табл. представлены ретроспективные и прогнозные оценки значений различных коэффициентов экономического неравенства населения в 1990-2008 гг. Из табл. 3 видно, что в 1990 г., до начала кардинальных социально-экономических преобразований, наблюдался сравнительно низкий уровень концентрации денежных доходов. Коэффициент Джини был примерно в 2 раза ниже его современного значения. Это означало, что денежные доходы были сравнительно равномерно распределены среди основной массы населения. Однако между группами бедного и высокообеспеченного населения дифференциация по уровню жизни была достаточно заметной. Это показал коэффициент дифференциации среднедушевых денежных доходов населения по группам потребительских бюджетов. Он был ниже его современного уровня в 1,3 раза, в то время как рассчитываемый по формальным группам коэффициeнт фондов в настоящее время примерно в 3,4 раза выше его дореформенного значения.
Таблица 3. Экономическое неравенство населения.
Показатели | 1990 г. | 1992 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2008 г. |
Денежные доходы – всего, %Коэффициент фондов, в разахКоэффициент Джинни, в относительных единицахКоэффициент дифференциации среднедушевых денежных доходов населения по группам потребительских бюджетов, в разахКоэффициент соотношения покупательской способности доходов состоятельного и бедного населения | 1004,40,18910,60,42 | 1008,0*0,28911,90,48 | 10014,80,40614,20,57 | 10014,90,40714,30,57 | 10015,20,41014,70,59 | 10015,80,41315,20,61 |
В 1990-х гг. произошел резкий взлет экономического неравенства, зафиксированный по всем вышеприведенным показателям. Он был обусловлен галопирующей инфляцией, невыплатами заработной платы, быстрым наращиванием доходов так называемых новых русских от использования за бесценок присвоенной государственной собственности, а также государственной политикой, проводимой В интересах высокодоходных российских граждан. За 1992-2004 гг. коэффициент фондов вырос в 1,9 раза, коэффициент Джини увеличился в 1,4 раза, коэффициент дифференциации среднедушевых денежных доходов населения по группам потребительских бюджетов вырос в 1,2 раза, коэффициент соотношения покупательной способности доходов высокообеспеченного населения и покупательной способности доходов бедного населения вырос в 1,2 раза. Такой уровень экономического неравенства является неадекватно высоким по отношению к низким доходам бедных граждан страны.
Все рассмотренные индикаторы дифференциации уровня жизни имеют тенденцию к дальнейшему росту.
Это главным образом обусловлено проводимой политикой сдерживания роста реальной заработной платы наемных работников, особенно в государственном секторе, и вытекающего из этого, а также из-за перераспределения средств государственного Пенсионного фонда льготным категориям пенсионеров крайне низкого уровня трудовых пенсий по старости.
Именно на доходы из этих источников живет основная масса населения, уровень жизни которого все более отстает от благосостояния высокообеспеченных россиян.
Наоборот, в группе с высоким уровнем жизни быстро растут доходы от собственности (в том числе и от использования в корыстных интересах прав на ее пере распределение) и предпринимательской деятельности. По нашим оценкам, увеличивается и теневая часть этих источников доходов в результате все большего срастания государства и бизнеса и взаимного лоббирования своих интересов.
Шкала налогообложения личных доходов, введенная в 2000 r., способствовала увеличению экономического неравенства населения. Все это свидетельствует о том, что в начале нынешнего столетия не произошло перелома в государственной социальной политике, направленного на снижение неоправданно высоких различий в уровне жизни людей в низко- и высокодоходных группах общества.