Податная система XVIIв. строилась на совокупности двух видов налогового обложения: окладных и неокладных. К первому виду налогов относились все прямые налоги, т.е. взимаемые ежегодно в определённом размере с каждой податной единицы. Другой часть это косвенные налоги и представляла собой неокладные сборы, и в основном пошлины за частные операции и судебную деятельность.
Одним из важных объектов управления было Дворцовое хозяйство. Все дворцовые сёла области подчинялись в основном, местным городовым воеводам, а следовательно приказу Казанского Дворца, который иногда производил и назначение приказчиков. Больших изменений структура органов местной администрации XVIIв. не перетерпела, но получила более чёткую организацию и детализацию. Центральным органом власти для понизовых городов, как и ранее был Приказ Казанского дворца.
В XVIIв., по сравнению с XVIв., более глубокое понимание в системе местного управления получило соотношение понятий «город» и «пригород». К крупным городам Поволжья к концу века было приписано довольно большое количество пригородов.
В январе 1699г. Пётр I провёл реформу городского управления. Это была первая общероссийская реформа правительства Петра. Этот период характеризуется созданием Ратуши и бурмистрских изб в городах, впервые появляется термин «губернатор». По именному указу от18 декабря 1708г. в России было образовано 8 губерний; Московская, Киевская, Смоленская…, Казанская, … Каждая губерния получила определённое количество специально оговорённых в указе городов (уездов). Рассматривая Казанскую губернию, нельзя не отметить, что в неё вошла полностью территория, подведомственная в XVIIв. Приказу Казанского дворца. Всего в состав Казанской губернии первоначально было включено 37 городов и 35 пригородов.
Введение
Территория Казанского ханства, присоединённого к России, вошла в основном в состав Казанской губернии. Это была губерния с отсталым земледелием, слаборазвитой промышленностью и низким культурным уровнем населения. Здесь веками происходило политическое бесправие, эксплуатация трудового народа помещиками и буржуазией. Особенно тяжёлым было положение нерусского пролетариата и крестьянства – татар, башкир, чувашей и др.,– которые, кроме жестокого социального угнетения, испытывали ещё национальный гнёт самодержавия. Положение татар-бедняков усугублялось и тем, что многие из них находились в долговой зависимости от своих кулаков. Даже уходя на шахты и нефтепромыслы, татарские крестьяне попадали в условия бесчеловечной эксплуатации, их направляли на самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы.
Царизм, боясь развития национального самосознания у татар и других народностей, населявших Казанскую губернию, душил их культуру и родной язык, преследовал прогрессивную интеллигенцию, закрывал национальным меньшинствам путь к знаниям. В те времена был установлен ряд административных ограничений, воздвигавший на пути татар препятствия в карьере.
И всё же благодаря влиянию прогрессивного революционного движения зародилась национальная демократическая культура татарского народа, представленная такими именами, как: Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Галиасгар Камал, Гафур Кулахметов и многие другие.
Под руководством российского пролетариата и созданной В.И. Лениным Коммунистической партии трудящихся, татары превратились в один из надёжных революционных отрядов, который вместе с другими народами России осуществлял социалистическую революцию.
Октябрьская революция создала все необходимые условия для подлинного возрождения татарского народа и создания им своей национальной государственности.
Этапы создания национальной государственности
Первым практическим шагом на этом пути был проект создания Волжско-Уральской советской республики. Он был, выдвинут в февр. 1918г. областным съездом Советов Поволжья и южного Приуралья.
С 20 ноября 1917г. по 11 февраля 1918г. в Уфе происходила работа так называемого Миллэт Меджелис (национального собрания) тюрко-татар внутренней России и Сибири. Тон в его работе задавали лидеры татарской буржуазии, стремившиеся объединить под своей эгидой тюркоязычные народы России.
Руководство съезда отвергло предложение советского правительства Всероссийскому Мусульманскому Шуро о сотрудничестве. Лидеры Меджелиса воспротивились этому и развернули национальную пропаганду лозунга «Идель-Урал штаты» на антисоветской основе. В принятом проекте границы проведены с расчётом наибольшего включения территорий с тюркско-татарским, чувашским, черемисским населением и наименьшего включения территорий с другими народностями. В штате должно осуществиться полное последовательно проведённое равенство наций, языков и религий.
Меджелис избрал коллегию, которая вместе с представителями других народностей штата созовёт общую конференцию для объявления осуществления штата.[12]
В окончательном виде решение съезда о создании штата было следующим: « II Всероссийский Мусульманский Военный съезд, состоящий главным образом из представителей мусульман тюркского племени, населяющих территорию между южным Уралом и средним течением Волги, принимая во внимание национальные, экономические и прочие интересы мусульман тюркского племени и других народностей, населяющих эту территорию, находит необходимым образование в этих пределах автономной Идель-Уральской Советской Республики.
Но это решение, имевшее большое политическое значение в борьбе с националистической контрреволюцией, было слишком расплывчатым, не учитывало национальной специфики многочисленных народов которым предстояло войти в состав республики, и явилось актом творчества лишь местных органов, в связи с чем не получило официального признания со стороны центральных учреждений.
Вторым проектом образования национальной государственности народов Поволжья и Приуралья стало постановление Наркомнаца от 22 марта 1918г. о создании в составе РСФСР Татаро-Башкирской республики.
Это сообщение было встречено с восторгом, трудящимися массами. Положением о Татаро-Башкирской республике определялась территория, границы которой устанавливались в соответствии с пожеланиями татарских и башкирских революционно-демократических организаций.
Но с другой стороны были и противники совместной республики, находились таковые и из числа самих татар и башкир. Они были не против совместной государственности двух народов, а видели в проекте попытку подменить принцип самоопределения прав народов сверху. Так, газеты «Алтай» и «Курултай» полагали, что это ни что иное, как обман татар и башкир.
Нужно отметить, что идею Татаро-Башкирской республики поддерживали руководители коллегии по осуществлению Урало-Волжского Штата, которые дали телеграмму на имя комиссариата по делам мусульман и выразили желание войти с ними в контакт.
И, тем не менее, работа по созданию Татаро-Башкирской республики встретила серьёзные препятствия.
В декабре 1919г. состоялось заседание Политбюро ЦК РКП (б), которое приняло специальное решение о Татаро-Башкирской республике. В нём говорилось: «Ввиду того, что значительная часть Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока и, в частности все представители коммунистов Башкирии против создания Татаро-Башкирской республики, таковой не создавать и декрет Народного комиссариата по национальным делам от 22 марта 1918г. о Татаро-Башкирской республике отменить».
Заслуживают внимания следующие строки постановления: «Вопрос о Татарской республике обсуждать особо, если об этом поступит заявление со стороны коммунистов татар».
А вопрос о создании Татаро-Башкирской республики тем самым был предрешён.
Народный комиссариат по делам национальностей уполномочил вести переговоры с башкирами, войска которых тогда воевали на стороне Колчака против советской власти. Задача заключалась в том, чтобы вывести эти войска на сторону Красной армии. Взамен этого Башкирия была объявлена республикой.
Отчитываясь о работе ВЦИК и СНК на первой сессии ВЦИК VII созыва, В.И. Ленин в эти дни говорил: «Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику и ту же политику продолжать по отношению ко всем восточным народам».[13]
Вот в таких условиях ускоряется создание национальной автономии татарского народа декретным путём.
Предпосылки создания Декрета ВЦИК
Казанский губком РКП (б), как и вся местная партийная организация, не переставал уделять внимание национальному вопросу. В составе губернских и уездных партийных и советских органов продолжали свою деятельность: мусульманская, чувашская, марийская и другие секции и подотделы. Они всё шире развёртывали политико-просветительную работу среди соответствующих национальностей на их родном языке и занимались вопросами, связанными с подготовкой провозглашения советской автономии для народов края. Поэтому период мирной передышки стал кульминационным пунктом в деятельности национальных секций и подотделов и кануном провозглашения Татарской АССР, Чувашской и Марийской автономных областей.