Смекни!
smekni.com

Сословная политика в XVIII веке (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ

Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-витие новых, капиталистических отношении прихо­дило во все большее проти-воречие с господ­ством феодального строя со всеми его институтами в эконо-мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-листическая мануфактура преврати­лась в это время в центр развития произво-ди­тельных сил и новых производственных отношений.

В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный при­нцип. Соци-альные категории и груп­пы выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегиро­ванным относились податные сословия, вы­полнявшие определенные повиннос-ти, пла­тившие всякого рода, казенные налоги и сборы.

Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие.

В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы, обла­давшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав (значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и феодализировавшуюся знать тер­риторий, вошедших в XVII - XVIII вв. в со­став России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью старшину и фео­дальную знать других народов[1].

Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и поте­ряло свыше миллиона душ крестьян, секуля­ризованных государством. В процессе секуля­ризации бы-ли ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались стро­гие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духо­венства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес ных наказа­ний.

Осуществив секуляризацию, самодержа­вие превратило духовенство в свое-образных чиновников по духовному ведомству. Вне­шним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновни­ков орденами за усердную многолетнюю службу

От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-легиро­ванные сословия и сословные группы, соста­влявшие примерно 2,5% насе ления. Жалован­ная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободи­ла гильдийское купечество от подушной пода­ти, рекрутского набора, заменив его де­нежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния занимала лишь 0,5%.

К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупри­вилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-мерам, значительно превышавшим разме­ры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от по­душной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на осо­бых условиях. Пра-ва, предоставленные верху­шке этого сословия, в ряде случаев приближа­лись к правам дворян.

К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую катего­рию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования ун­тер-офицерского состава армии[2].

Основную массу населения страны соста­вляли податные сословия. По первой ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ муж­ского пола из 7,8 млн чело-век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. че­ловек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой городам.

2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы.

За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение землей и кре­стьянами. При этом в 80-х годах владельче­ские права дворян рас-пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право про­давать продукты, производимые в их вотчи­нах, и заводить предприятия для их перера­ботки. Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и плате­жей, от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.

Целая система льгот обеспечивала дворя­нам быстрое получение офицерского чина на военной и гражданской службе и сосредоточе­ние в их руках всех клю- чевых позиций в аппа­рате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической над­стройки.

К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная группа тех, кто полу­чил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]

Свыше 90% населения составляли кре­стьяне, Делившиеся на две большие

катего­рии: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в цар­ствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, плати­ли феодальную ренту, несли рек-рутскую по­винность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепо­стничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-личались.

Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограни­ченной власти и собственнос-ти помещиков.

Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, нани­маться на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-тьян был не­однороден.

3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения".[4]

«Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие другие.