3) Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни. В 1610 году, когда московские бояре и «служилые и жилецкие люди», находясь «между дух огней» (между поляками и русскими «воровскими людьми») согласились принять на царство польского королевича Владислава, они заключили с ним договор, который формально ограничивал его власть и который предусматривал совет всей земли, как нормально действующий законодательный орган: ...«суду быти и совершатись по прежнему обычаю и по судебнику Российского Государства; а будет похотят о чем пополнити для укрепления судов, и Государю на то поволити, с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно».
В ляпуновском ополчении 1611 года «строить землю и всяким земским и ратным делом промышлять» должны были трое воевод, «которых избрали всею Землею по сему всее Земли приговору»; «а буде бояре, которых выбрали ныне всею землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду, ...и нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, говоря со всею Землею». Во втором земском ополчении князя Пожарского, во время его пребывания в Ярославле (весной 1612 года) образовался постоянный «совет всея земли», который представлял собою временное правительство для ополчения и для значительной части страны. В переписке городов между собою и военных вождей с городами в 1611—1612 гг. постоянно выражается мысль о необходимости избрания государя «общим советом», «всею Землею», «всемирным советом», «по совету всего государства) и так далее. Такой «всемирный совет» и был созван в Москву немедленно по освобождении ее от поляков, «и всякие служилые и посадские и уездные люди, для государского обиранья в царствующий град Москву на совет съехалися». Мы знаем, что после долгих споров и разногласий, выборные люди согласились на кандидатуре Михаила Романова, и собор «по всему мирному благосоюзному общему совету» провозгласил Михаила царем (21 февраля 1613 года).
4) 1613-1622
Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Возвратившийся из польского плена отец царя Михаила Филарет, ставший в 1619 году патриархом Московским и соправителем своего сына, также находил нужным сотрудничество правительства и земских людей. В 1619 году правительство разослало по городам «окружную грамоту» о присылке в Москву от духовенства и от служилых и посадских людей, выборных «добрых и разумных, которые б умели рассказать обиды и насильства и разоренье, и чем Московскому и устроить бы Московское государство, чтобы пришло всё государству полниться, и ратных людей пожаловать в достоинство, ...—чтоб нам и отцу нашему и богомольцу Филарету Никитину, патриарху Московскому и всея Руси, всякие их нужи и тесноты и разоренья и всякие недостатки были ведомы; а мы, великий государь, с отцем своим... советовав, по их челобитью, учнем о Московском государстве промышляти, чтоб во всем поправити, как лучше». Однако стремления правительства устранить недостатки в управлении и «во всем поправити как лучше» не увенчались успехом. Через них проходит большое количество вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5) 1632 - 1653
Когда в 1642 г. царь Михаил созвал собор для решения Азовского вопроса (гл. 8 § 1), то выборные люди высказались, в общем, за принятие Азова, но в то же время представили в своих письменных мнениях («сказках») резкую критику приказно-бюрократического управления. Одна группа служилых людей, между прочим, писала: «а твои государевы диаки и подьячие пожалованы твоим государским денежным жалованьем и поместьями и вотчинами, и, будучи беспрестанно у твоих государевых дел и обогатев многие богатством неправедным своим мздоимством, покупили многие вотчины и домы свои состроили многие, палаты каменные такие, что неудобьсказуемые, при прежних государех и у великородных людей таких домов не бывало»... Другая группа служилых людей заявила царю: «а разорены мы, холопы твои, пуще турских и крымских бусурманов московскою волокитою и от неправд и от неправедных судов». Преемник царя Михаила Алексей Михайлович решил устранить беспорядки и злоупотребления в приказно-бюрократическом управлении путем издания нового свода законов (Уложения); для этого правительство снова обратилось к содействию «земского собора; всем областям государства было предложено прислать в Москву выборных «добрых и смышленых людей» для этого великого «государева царственного и земского дела».
Под вопросом остается, был ли созван в 1645 г. после смерти царя Михаила Федоровича «избирательный собор», утвердивший на престоле его сына Алексея Михайловича. Такое предположение отвечает реальной ситуации той поры, когда смена лиц на троне после кончины Ивана Грозного происходила при участии земских соборов.
Новый Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и заседал до конца января 1649 г. Число его участников приближалось к 350, из них 316 человек подписали «Уложение». В состав собора входило 14 представителей высшего духовенства, 40—от бояр, столичных дворян и приказных дьяков, 153—от провинциального дворянства, 3—от гостей, 12—от московских посадских сотен и слобод, 15—от московских стрелецких полков, 79 выборных представляли посадское население других городов. На соборе не было представителей крестьянства, не было также выборных от Сибири и из района Нижней Волги. Характерной чертой собора было преобладание на нем провинции. Собор делился на две палаты. Нижняя палата объединяла «земских людей»—депутатов от городов и рядового дворянства, верхнюю составляли царь, патриарх с «освященным собором» (высшими иерархами), Боярская дума.
В октябре 1648 г. выборные люди собрались в Москву, причем некоторые из них привезли с собой «челобитные», т. е. наказы от избравших их обществ, заключавшие в себе изложение тех пожеланий, которые должны были быть внесены в новый свод законов. Речь в этих петициях шла о ликвидации в городах беломестных слобод. Дворяне упрекали правительство в том, что оно допускало переход на посады помещечьих крестьян, утверждая, будто ранее такого порядка не было «и мятежу такова и междоусобия не бывало ж». Дворяне видели зло в притоке на посады крепостных крестьян. Представители посадов со своей стороны жаловались, что беломестные слободы вносят смятение в торги и промыслы, отягощают положение тех, кто со своих занятий вынужден платить налоги, тогда как беломестные тягла не тянут. В пункте о судьбе беломестных дворов требования дворянства и посадов совпадали, и это возымело действие.
Представители дворянства и городов усиленно добивались также секуляризации (обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую) церковных земель. За счет конфискуемого церковного земельного фонда рекомендовалось обеспечить дворянскую мелкоту. Но центральная власть затормозила решение этого вопроса, не считая возможным в напряженной обстановке тех дней ущемлять интересы церкви. Ей уже был нанесен ощутимый урон отпиской тягло-беломестных городских слобод. Дворянство же было удовлетворено щедрым денежным жалованием. Получили двойной денежный оклад стрельцы. Кроме того, в процессе подготовки «Уложения» издаются царские указы о разрешении обмена поместий на «кормовые деньги», детям боярским «украинных» городов дозволено раздавать во владение «порозжие» земли и «из диких поль». В интересах широких слоев дворянства издается указ о раздаче оброчных земель, с которых в казну поступает оброк не более 3 руб. в год. Им даже обещано преимущество перед крупными помещиками, они получают земли в первую очередь - правительство стремится укрепить и расширить свою социальную опору.
«Уложение» было утверждено Земским собором 29 января 1649 г. Оно отвечало интересам прежде всего дворянства и верхушки торгово-промышленного населения посадов. Новый закон в оперативном порядке был напечатан и разослан по стране.
Новое законодательство не разрешало, да и не могло разрешить социальные проблемы. Введение крепостного права предельно обострило противоречия в обществе и таило в себе источник грозных стихийных движений народа. Вместе с тем, удовлетворение основных требований дворянства и городской верхушки позволило царю и его окружению как-то сгладить ситуацию.