Смекни!
smekni.com

Социалистический тип государства (стр. 10 из 12)

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идеи конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образец Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительны органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президент СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народны: депутатов избиралась в избирательных округах по стране, част — партией, профсоюзами и общественными организациями Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), н» легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование не правомерных решений администрации; о государственной без опасности; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др Сформировалась концепция «социалистического правовой государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной). Эти преобразования предполагалось осущест­влять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа нефор­мальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий ста­ли союзы, ассоциации и народные фронты разных направле­ний (националистические, патриотические, либеральные, де­мократические и т.п.). Возникали разного рода собрания тру­довых коллективов, советы предприятий, стачечные комите­ты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демок­раты, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие заба­стовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональ­ная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложи­лась оппозиционная демократическая платформа, члены ко­торой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся по­литические блоки размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократиче­ская Россия») и национально-патриотическое. В центре ока­зались Социал-демократическая партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне «бархат­ной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Герма­нии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы по­сле 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной эко­номики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государ­ственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значи­тельно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союз­ный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламента­ми СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных про­ектов экономической реформы Президент СССР поддержал про­ект союзного Совета министров против более радикального про­екта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Вер­ховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономи­ческие основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Со­юзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемеще­ния в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и наци­оналистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борь­ба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибал­тике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вари­ант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Со­циалистических Республик упоминался Союз Советских Су­веренных Республик. Но одновременно были подписаны дву­сторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга, независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная мо­дель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с уча­стием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных го­родов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступно­стью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направлен­ная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая допол­нительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть насе­ления проголосовала на «независимую и демократическую ре­спублику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных го­родах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и рос­пуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референ­дум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвер­гли еголегитимносгь сомнению, призывая к передаче власти Со­вету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты на­чали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализа­ции имущества КПСС. Официальные власти не могли оста­новить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. ре­ферендум подтвердил политический раскол общества, а вско­ре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в ре­спубликанскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выбо­ры Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного до­говора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаива­ли на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе пере­говоров республикам удалось отстоять многие свои требова­ния: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе со­юзного кабинета министров с правом решающего голоса, пред­приятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и ре­спублик. Много вопросов как о международном, так и внутри­союзном статусе республик оставались нерешенными. Неяс­ными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряже­нии природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские ре­спублики заключали между собой двухсторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 19,91 г. создается Государственный ко­митет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявив­ший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвра­тить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные ука­зы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные при­балтийские республики в сентябре были признаны СССР