В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации наказания и связь уголовной ответственность со степенью вины; отменялся принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без учета факта виновности (клицам, признанным «социально опасными», к родственникам обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и др.). Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер». Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока в зависимости от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».
В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента предъявления обвинения.
Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были Приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уго-ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ применительно к конкретным условиям республик.
Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.
Эволюция государственно-политической системы
В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму Первые десять лет (1961—1971 гг.) отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего совета народного хозяйства — Совета Министров СССР — завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры (1963 г.).
В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.
С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта, и фонд самофинансирования для нужд развития производства. Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами (так позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между поставщиками и потребителями).
Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте идеологии «перехода к коммунистическому обществу». Она предполагала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней. Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в государственном управлении с последующим превращением его в «народное общественное самоуправление». Наметившаяся на этой основе технократическая тенденция в руководстве экономикой и государством пришла в столкновение с идеологической доктриной «партийности». Противоречие разрешилось к середине 70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко проявившееся в чехословацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного комплекса страны. Военно-политическим центром для проведения этой политики стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский Договор. В экономической сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока осуществлялся через посредство межгосударственных организаций, координировавших работу промышленности, транспорта и распределение энергии. Реформаторские начинания в социалистических странах (Югославия с конца 1940-х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.) наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР.
С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. На Двадцать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.
В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховного Совету органов.
С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства). Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.
В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений, по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые (по направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам, планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому хозяйству, по науке и технике, по товарам народного потребления и торговле, по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, по здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию и культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства, по делам молодежи, по охране природы и рациональному использованию ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было принято новое Положение о постоянных комиссиях.