Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах — Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. и др. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.
Произошедшие в нашей стране общественные перемены не могли не выдвинуть на первый план гражданские и политические права. Под их знаменем, начиная с шестидесятых годов, шла борьба за демократизацию общественной жизни.
Однако тут же необходимо отметить, что хотя правозащитное движение было основной, если не единственной формой сопротивления государственному произволу, оно никогда не приобретало массового характера. Более того, оно было не в силах сколько-нибудь заметно поднять политическую культуру населения, повысить уровень его правосознания. В результате признание особой ценности «пространства свободы» проявилось прежде всего на декларативно-митинговом уровне, а массовое сознание преимущественно осталось верным представлениям о правах как обязанности государства обеспечивать минимально необходимые жизненные блага.
Формирование посткоммунистической концепции прав человека, которая в явном или неявном виде лежит в основе провозглашаемых политических программ и лозунгов, происходит не только под воздействием факторов политического, экономического и социально-психологического характера. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что граждане, не имея поддержки от горизонтальных структур, т е. достаточно развитого гражданского общества, продолжают зависеть от определенных услуг со стороны государства. Социальная инертность, унаследованная от времен коммунизма, пассивность общества совмещается с беспомощностью отдельной личности и ее зависимостью от государства.
В силу того, что социальные нормы, т. е. общепринятые правила поведения, в досоветский и, особенно, в советский период истории нашей страны не совпадали, а иногда и прямо противоречили законодательно закрепленным, отсутствовал широкий общественный интерес к вопросам правовой культуры, в частности, к гражданским и политическим правам.
Следует учитывать также, что в России отсутствует традиционная для западного общества веры в такие фундаментальные понятия, как человеческое достоинство, право на свободу выбора жизненного пути и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что, говоря о концепции прав человека, необходимо иметь в виду ее неразрывную связь с социокультурными традициями и ценностями. Другими словами, реально действующая концепция прав человека как фундамент принимаемых законодательных и политических решений, не может быть разработана лишь теоретическим, кабинетным путем. Такая концепция становится идеологическим ориентиром общества не только и не столько благодаря широкой пропаганде тех или иных идей, но, прежде всего, таких изменений условий жизни, которые актуализируют потребность в отстаивании гражданских, политических, экономических и других прав.
Разумеется, сказанное не отрицает важности правового просвещения, юридической помощи, а также широкого спектра иных мер, способствующих повышению правовой и политической культуры населения.
Наиболее важными направлениями повышения уровня правосознания является преодоление не только юридического невежества, т. е. неосведомленности о правах, предоставленных законом, и порядке их судебной защиты, но и пассивности пострадавших от нарушения прав, их добровольного отказа от каких-либо попыток защитить свои законные интересы.
Наконец, необходимо предостеречь от иллюзий достигнуть такого состояния, когда все права будут детально и непротиворечиво закреплены законом, субъекты, обязанные их соблюдать, перестанут допускать разного рода злоупотребления и ошибки, а граждане станут свято исполнять свои обязанности.
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). М.: Бек, 1996.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: АСТ, 1996.
5. Козлова Е.И. Конституционное право России. М.: Юрист, 1999.
6. Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2000.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М.: Юрист, 1997.
8. Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. – 2001. - № 8. – С. 24-26.
9. Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.
10. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. – 2001. - № 5. – С. 89-100.
[1] Цит. по: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М., 1997. С. 17.
[2] Цит. по: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. М., 1997. С. 31.
[3] См., напр.: Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 3. – С. 79-89.