Смекни!
smekni.com

Судебная власть (стр. 2 из 5)

Выполнение задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при совершении любого процессуального действия. Большое значение имеет так же высокая культура организации и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и каждого из его звеньев (прием граждан, работа канцелярии, решение хозяйственных вопросов и т.п.).

Судебной власти присущи все атрибуты государственной власти, реализуется ее система специальных учреждений - судов в рамках нормативно установленного регламента, властными актами (решениями, приговорами, постановлениями, определениями) воздействуя на конфликтные общественные отношения. Автономные от других органов и учреждений государства суды наделены государственной властью, представляя собой необходимый организационный и регулирующий фактор социальной действительности. Судебная власть призвана обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных обязанностей, защищая тем самым как интересы граждан, организаций, так и общественный правопорядок. Судебная власть – основное цивилизованное средство социально-правового регулирования возникающих конфликтов. Осуществление судебной власти есть особая государственная функция налаживания согласованного поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие её связано с рядом факторов, прежде всего с тем, что носителями её выступает множество учреждений различных уровней (верховный суд РФ, верховный суд республики в составе РФ, краевые, областные, районные, народные, а также арбитражные суды, расположенные на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны конституционный суд РФ и другие суды. Согласно действующему законодательству властными полномочиями наделены многие тысячи судей. Всё это придаёт особую актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и обеспечением единства судебной политики в России. Отчасти эта проблема решается посредством законодательного установления режима осуществления судебной власти. Речь идёт о процессуальной форме судебной деятельности, она же гарантирует и законность осуществления правосудия по делам. Процессуальная форма – специфическая черта судебной власти; вне или с нарушением её установлений суды не вправе осуществлять властные полномочия.

Характерная особенность судебной власти состоит и в её связи с юридическими нормами. Правоприменение – суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает содержание и направленность судебной власти, которая всегда проявляется при отправлении правосудия. Судебная власть покоится на ряде законодательных источников. Это, прежде всего – основной закон государства. На конституционном уровне закреплены не только место судов в государственной системе России, но и основные их полномочия, независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Всё это даёт суду право выносить решения именем суверенного государства; присутствующие в зале суда граждане демонстрируют подчёркнутое уважение к судьям – встают при входе их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя выслушивают решение суда. Законом установлена ответственность за неуважение к суду как носителю государственной власти. Суды занимают особое положение в системе Российской юстиции. Народные суды контролируют законность и обоснованность третейского суда, санкционируя законность их принудительного исполнения. Судьи контролируют правильность и своевременность принудительной реализации решений правоприменительных органов. Судебная власть распространяется на всех граждан, органы и организации, к которым обращены судебные решения, определения и постановления, независимо от их участия в судебном деле. Подчиняться судебной власти обязаны субъекты, участвующие в деле и содействующие отправлению правосудия, граждане, присутствующие в зале суда, а также лица исполняющие акты суда на всей территории России. Используя властные полномочия, судья управляет поведением конфликтующих лиц, иных участников судопроизводства. Из этого можно сделать вывод: внешнее выражение судебной власти – судебное управление. Режим судебной власти предполагает должное поведение её носителей, обусловленное исполнением разноплановых обязанностей. Судьи в первую очередь обязаны должным образом, справедливо и своевременно рассматривать споры о праве. Без этого правосудие немыслимо. Итак, непосредственно в судопроизводстве судебная власть гарантирована реализацией совокупности процессуальных прав и обязанностей. За его пределами она обеспечивается главным образом реализацией особой процессуальной конструкции законной силой решений, определений и постановлений.

Законная сила являет собой всеобщую и полную обязательность актов судебной власти на всей территории Российской Федерации. Решения, определения и постановления, будучи актами судебной власти, обязательны для любых должностных и иных лиц, учреждений законодательной и исполнительной власти.

2. Исковая давность.

Понятие, сроки применения исковой давности.

Ст. 195 ГК РФ, которой не было ни в ГК 1964 г., ни в Основах раскрывает сущность исковой давности. Одинаково понимая во все времена и во всех странах, исковая давность представляет собой «срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Имеется в виду, что по истечении соответствующего срока потерпевшая сторона лишается возможности требовать в суде защиты нарушенного права.

Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). Соответственно пропуск срока исковой давности служит достаточным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (п.2 ст. 199 ГК РФ).

Вводя правила об исковой давности, законодатель ставит целью стимулировать сторону к тому, чтобы не затягивать осуществление принадлежащих ей прав, а в случаях нарушения - обращение в суд за защитой. Тем самым установление правил об исковой давности призвано содействовать устойчивости и определённости гражданского оборота. В их введении непосредственно заинтересован неисправный должник, поскольку благодаря исковой давности он получает уверенность в том, что за пределами установленных сроков нарушенное им право уже не сможет быть защищено кредитором. Пропуск срока исковой давности, вместе с тем не оказывает влияния на действительность защищаемого права. Принадлежащее лицу право существует не только в пределах сроков исковой давности, но и после их истечения, то есть если фирма-должник перечислила форме-кредитору долг, она не сможет впоследствии требовать уплаченное обратно, ссылаясь на то, что к моменту платежа срок уже прошёл, поскольку её долг как таковой сохраняется. Всё дело в том, что должника уже нельзя заставить с помощью суда исполнить свой долг (ст. 206 ГК РФ).

В соответствии с кодексом 1964 года в обязанность суда входило применение исковой давности независимо от того, ссылается ли ответчик на это обстоятельство или нет. Однако уже Основы (п. 1 ст. 43), а теперь и ГК (п. 2 ст. 199)закрепили иной принцип, совпадающий с конвенцией об исковой давности в международной купле-продаже товаров: исковая давность может применяться только по требованию стороны в споре. При этом необходимо, чтобы такое требование последовало до вынесения судом решения. Следовательно, если ответчик при рассмотрении спора судом первой инстанции соответствующего заявления не сделал, он не вправе в жалобе на вынесенное решение ссылаться не то, что суд не удовлетворил требования истца, несмотря на пропуск срока исковой давности. Пропуск исковой давности не влияет на судьбу не только самого нарушенного права (так называемого «права на иск в материальном смысле»), но и на возможность обращения в суд для его защиты («права на иск в процессуальном смысле»). Глава 12 ГК РФ определяет правовое значение исковой давности, сроки исковой давности, а также порядок их исчисления. Эти вопросы регулируются наряду с кодексом и в некоторых других законах. Нормы об исковой давности, включённые в эти законы, как и в сам кодекс, носят императивный характер. Имеется в виду ст. 198 ГК РФ, исключающая возможность изменения сроков исковой давности и порядка их исчисления соглашением сторон. Особо отмечено, что кодексом и иными законами устанавливаются основания приостановления и перерыва чтения сроков исковой давности. С точки зрения ГК лишены юридической силы соглашения сторон, изменяющие не только указанную в ГК и иных законах продолжительность сроков исковой давности, но и момент начала их течения, последствия истечения сроков исковой давности и др. Таким же недействительным следует признать и соглашение сторон либо одностороннее заявление одной из них о том, что они не будут в случаях спора использовать в качестве возражения ссылку на пропуск срока исковой давности. Этот вывод следует из п.2 ст. 9, который признаёт, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав, а значит, и права использовать такое возражение как пропуск срока исковой давности, не влечёт их прекращения. Юридическую силу имеет только отсутствие соответствующего заявления ответчика о необходимости применения правил об исковой давности, о котором шла речь выше. После принятия ГК сохраняет своё значение, содержащееся в постановлении Высшего арбитражного суда РФ № 23 от 22 декабря 1992 года указание на то, что «в качестве заявления стороны о применении срока исковой давности арбитражным судом могут рассматриваться отказ ответчика от удовлетворения требований истца по мотивам пропуска срока исковой давности, заявлений в отзыве на исковой заявление, направленном в арбитражный суд, или соответствующее заявление, сделанное стороной в заседании арбитражного суда до принятия им решения. В случаях, если законодательством предусмотрена обязанность сторон до обращения в арбитражный суд, принять меры к непосредственному (претензионному) урегулированию спора, в качестве такого заявления стороны арбитражным судом может рассматриваться отказ от удовлетворения требования по мотивам пропуска срока исковой давности, заявленный стороной в ответе на претензию (п. 11). В виде общего правила пропуск срока исковой давности может повлечь за собой утрату потерпевшей стороной возможности использовать любые способы защиты, как поименованные в ст. 12, так и дополнительно предусмотренные в законе. Иное то есть невозможность применения правил об исковой давности, относящихся к отдельным способам защиты, а ровно и отдельным видам требований (например, о пресечении определённых действий, нарушающих право), также должно быть предусмотрено в самом ГК либо в другом законе. Сохраняет своё значение и другое содержащееся в том же постановлении высшего арбитражного суда указание: «В связи с тем, что гражданское законодательство рассматривает признание недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта государственного органа в качестве способа защиты гражданских прав…, следует исходить из того, что к указанным правоотношениям применяется общий срок исковой давности» (п. 9). Это указание должно быть теперь отнесено в равной мере и к актам органов местного самоуправления.