Смекни!
smekni.com

Лауреаты Нобелевской премии (стр. 2 из 5)

Среди новых объяснений макроэкономических проблем большое внимание экономистов получили две статьи, написанные совместно Кидландом и Прескоттом.

В статье Правила важнее прав: несостоятельность оптимальных планов, авторы продемонстрировали, как ожидания последствий будущей экономической политики государства могут привести к неустойчивости и даже к провалу этой самой политики. В своей модели американские экономисты исходили из того, что текущие решения экономических агентов (фирм и домохозяйств) во многом обусловлены их рациональными ожиданиями по поводу последствий объявленной правительством экономической политики. В свою очередь, последствия решений экономических агентов заставляют государство пересмотреть параметры экономической политики; фирмы и домохозяйства реагируют на эти изменения, и т.д. Смоделировав этот процесс при помощи теории игр, Кидланд и Прескотт обнаружили, что экономическая политика, постоянно реагирующая на сложившуюся ситуацию, в конечном счете дает худшие результаты, чем если бы правительство твердо следовало раз установленным правилам экономической политики.

В некоторых случаях «игра» правительства и общества, как показали Кидланд и Прескотт, вообще может привести к дестабилизации экономики. Например, правительство может попытаться стимулировать совокупный спрос путем увеличения денежной массы. Фирмы рационально осознают, что правительство испытывает подобное искушение. В результате они встраивают эти инфляционные ожидания в свои решения, повышая цены и уровень зарплаты. У правительства, в свою очередь, появляется искушение увеличить предложение денег в еще большей степени, чтобы компенсировать действия фирм. В результате уровень занятости почти не растет, а инфляция набирает новые обороты, – возникает стагфляция.

Общий вывод Кидланда и Прескотта таков: если в государственной экономической политике преобладают краткосрочные цели, то они, даже если кажутся удачными, приносят худшие результаты, чем если бы господствовали долгосрочные цели.

Практический вывод, вытекающий из теории Кидланда – Прескотта и близких к ней исследований (например, модели Роберта Лукаса), заключается в том, что государственная организация, отвечающая за проведение денежно-кредитной политики, должна иметь репутацию приверженца низкой инфляции и быть независимой от политической конъюнктуры. Таким образом, теория Кидланда – Прескотта имеет практическое значение, превращая процесс выработки экономических решений из реагирования на текущие события в системную экономическую политику.

В своей второй знаменитой работе Время строить и агрегированные колебания, Кидланд и Прескотт дали теоретическое объяснение движущим силам экономических циклов (бизнес-циклов) в США в послевоенный период.

Ранее бизнес-циклы объясняли изменениями различных макроэкономических показателей с упором на монетарные шоки (именно такой подход предлагал, в частности, Милтон Фридман). Кидланд и Прескотт продемонстрировали, что основной движущей силой экономических колебаний являются «шоки предложения», такие как технологические изменения.

Бизнес-цикл по Кидланду – Прескотту выглядит следующим образом. Сначала в результате повышения уровня технологического развития растет производительность труда, что ведет к повышению реальной заработной платы. В результате люди готовы работать больше и отдыхать меньше. Однако чем больше люди работают сегодня, тем выше они ценят свой досуг завтра. Так что даже если новый уровень зарплаты остается без изменений, производительность труда начинает стабилизироваться, а иногда и падать – начинается рецессия, которая прекращается в результате следующего технологического «толчка». При негативных «шоках предложения» (например, резкого скачка цен на нефть в 1970-е) картина выглядит с точностью до наоборот.

Таким образом, Кидланд и Прескотт фактически положили начало современной теории экономических колебаний.

Из макроэкономических исследований Кидланда и Прескотта следуют совершенно конкретные рекомендации по стабилизационной политике. Чтобы развитие экономики было более равномерным, надо, с одной стороны, отслеживать ожидания участников рынка относительно будущей динамики цен и мер государственной политики в этой сфере, а с другой – стимулировать технические нововведения.

ЭНГЛ, РОБЕРТ (Engle, Robert) (р. 1942), американский экономист, специалист по методам анализа экономической статистики. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2003 «за методы анализа экономических временных рядов с изменяющейся во времени волатильностью» совместно с Клайвом Гренджером.

Родился в 1942 в Сиракузах (шт. Нью-Йорк). Научная карьера началась с изучения физики – именно по этой научной дисциплине он получил в 1964 в Колледже Уильямса (Williams College) степень бакалавра, а в 1966 в Корнельском университете (Cornell University) – степень магистра. Параллельно с изучением физики начал изучать экономику, и вскоре она стала главной сферой его научных интересов. В 1969 в Корнельском университете ему присвоили докторскую степень по экономической теории.

В экономической науке Энгл с самого начала специализировался по эконометрике – методам экономико-статистического анализа. Этот раздел экономической науки наиболее близок к естественным и точным наукам (эконометрику иногда называют математической экономикой). Поэтому культура мышления физика, для которого создание новых теорий неотрывно связано с их практической проверкой и применением, стала важным подспорьем для экономических трудов Энгла. «Физики имеют тенденцию становиться хорошими эконометриками», – полушутя заметил он в одном из интервью, ссылаясь, помимо себя, на Дэниела Макфадддена, нобелевского лауреата по экономике 2000, который тоже имел образование физика.

С 1969 работал профессором в Массачусетсском технологическом институте, в 1975 перешел в Калифорнийский университет в Сан-Диего, где работает профессором экономики до настоящего времени. Параллельно с 1999 ведет занятия в университете Нью-Йорка как профессор менеджмента финансовых услуг. Член Эконометрического общества (Econometric Society).

Опубликовал более 100 научных работ по эконометрике. Некоторые из них выполнены в соавторстве с Клайвом Грэнджером, коллегой по Калифорнийскому университету.

Свое главное научное открытие, которое принесло ему Нобелевскую премию по экономике, он сделал, исследуя проблему волатильности.

Анализируя изменения каких-либо экономических показателей (цен, процентных ставок и т.д.) в течение долгого времени, эконометрики выделяют два компонента: один из них, тренд, изменяется согласно некоторой закономерности, а другой, волатильность, – случайным образом. Для экономических прогнозов очень важно знать не только средний уровень, например, курсов акций, но и каковы будут ожидаемые отклонения от этого среднего уровня. На рынках ценных бумаг случайные отклонения показателей от тренда крайне важны, поскольку стоимость акций, опционов и других финансовых инструментов сильно зависит от рисков. Отклонения от тренда могут значительно меняться во времени – периоды сильных изменений сменяются периодами незначительных.

Хотя реальная волантильность переменна, экономисты долгое время имели в своем распоряжении только такие статистические методы, которые основаны на предположении о ее постоянстве. В 1982 Энгл разработал авторегрессионную гетероскедастическую (то есть предполагающую переменный разброс) модель (Autoregressive Conditional Heteroskedasticity – ARCH), на основе которой стало возможно предсказывать изменение волатильности. Открытый им метод анализа экономических временных рядов позволяет гораздо достовернее, чем ранее, прогнозировать тенденции изменения ВВП, потребительских цен, процентных ставок, биржевого курса и других экономических показателей не только на ближайший день или на неделю, но даже и на год вперед. Высокая точность прогнозов с использованием этой модели была доказана, в частности, на анализе историко-экономической статистики США и Великобритании, когда сделанный на основе данных за минувшие годы прогноз сопоставляли с фактическими показателями последующих лет.

Присуждая Нобелевскую премию по экономике, Нобелевский комитет подчеркнул большое теоретическое и прикладное значение разработанной Энглом ARCH-модели. Она «стала незаменимой не только для ученых, но и для финансовых и рыночных аналитиков, которые применяют ее при оценке собственности и рисков портфельных инвестиций». Открытые им методы предсказания будущих изменений экономических показателей очень важны и для современной российской экономики, где все еще велика вероятность экономических и политических шоков, повышающих волатильность.

ГРЕНДЖЕР, КЛАЙВ (Granger, Clive) (р. 1934), английский экономист, специалист по методам анализа экономической статистики. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2003 «за методы анализа экономических временных циклов методом общих тенденций (коинтеграции)» совместно с Робертом Энглом.

Родился 4 сентября 1934 в Великобритании в г.Суанси (Уэльс). Учился в Ноттингемском университете, где в 1955 получил степень бакалавра по математике, а в 1959 – докторскую степень по статистике. С 1970-х работает профессором экономики американского Калифорнийского университета в Сан-Диего. Член Эконометрического общества (Econometric Society).

Автор более 150 научных трудов, среди которых более десятка книг. Главной темой его работ стало изучение взаимосвязи между ключевыми экономическими показателями (например, ценами и курсами валют, или благосостоянием и потреблением). Эти взаимосвязи анализируют при помощи данных о значениях экономических показателей за длинные промежутки времени – временных рядов.

Большинство макроэкономических временных рядов характеризуются тем, что состоят из тренда (базовой тенденции) и волатильности (случайных колебаний вокруг тренда). Если коллега Гренджера по Калифорнийскому университету Р.Энгл прославился изучением волатильности, то его основные работы посвящены изменениям тренда.