Из данного утверждения следует, что в России «готовых» кластеров пока нет (или на тот момент ещё не было). В любом случае, нет таких, которые добились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования.
Однако можно смело утверждать, что формирование кластеров в стране осуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализация данной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив – идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа которой – конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено – конкурентоспособность регионов (см. Приложение 4).
Рассмотрим некоторые регионы, в которых ведётся кластерная политика. Одним из таковых является Нижегородская область, где ещё в условиях централизованной экономики начали формироваться следующие промышленные кластеры:
1) энергетический кластер (производство энергии, средства её передачи и распределения, оборудование для них);
2) кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин и оборудования для них, химикатов для производства);
3) кластер химической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химической промышленности общего назначения);
4) металлургическая промышленность (металлопрокат, литьё, трубы, оборудование);
5) металлообработка (производство станков, спецсталей, автоматизация производства, программное обеспечение) и другие[17].
Что касается Красноярского края, то здесь можно говорить о возможности формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в транспортной сфере.
Рассматривая экономическое развитие Самарской области следует упомянуть такие кластеры как Поволжский автомобильный и Самарский космический (см. Приложение 5), а так же Авиационный промышленный кластер.
В Томской области в последние годы идёт активное формирование регионального кластера, функционирующего в интересах нефтегазового комплекса Западной Сибири. В его состав входят университеты, научные и проектно-технические институты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малые наукоёмкие предприятия[18]. Формирование кластера осуществляется в процессе выполнения программы сотрудничества предприятий и организаций г. Томска с наиболее крупными добывающими и транспортирующими нефтегазовыми компаниями, работающими на территории Томской области.
Итак, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики остаётся одной из целей экономической политики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которые стоят перед Россией.
2.3 Влияние процесса глобализации на развитие кластеров
Говоря о глобализации, сначала следует определить само понятие. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации[19]. Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, рост числа и размера слияний компаний внутри стран, тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям, тенденция к большей открытости предприятий и многое другое. Нетрудно заметить, что данные аспекты глобализации экономики присущи и кластерному развитию.
Итак, глобализация оказывает воздействие на кластеры, способствуя повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Под воздействием конкуренции и с целью повышения рентабельности компании, расположенные в кластере, вынуждены перемещать производство в регионы с более низкими издержками. В отраслях обрабатывающей промышленности преимущество местоположения способствует снижению стоимости продукции.
Глобализация кластеров проявляется в нескольких формах, причем наиболее простой является рост экспорта товаров и услуг фирмами, расположенными в данном кластере. Другой формой является расширение экспорта промежуточных товаров, машин и оборудования, что может привести к увеличению доли торговых операций, приходящихся не на конечного производителя товара. В высокотехнологичных отраслях (производство компьютеров и др.), а также в производстве капитального оборудования и строительных материалов зарождается креативная конкуренция[20]. Например, в производстве керамической плитки промышленные кластеры в Испании и Бразилии применяют технологии лидера этой отрасли – итальянского кластера Сассуоло (см. Приложение 6).
Влияние глобализации на развитие кластеров проявляется, когда конечные производители начинают импортировать компоненты и оборудование или производить их самостоятельно, например при аутсорсинге: материнская компания передает часть операций с небольшой добавленной стоимостью фирмам-субподрядчикам. К примеру такие компании как Benetton и Iкеа создали международные сети, сотрудничающие с производителями во многих странах мира, покупая их продукцию, способствуя повышению эффективности местной экономики.
Аутсорсинг способствует делокализации деятельности данной компании, когда она переносит производство продукции в регионы с более дешевой и относительно квалифицированной рабочей силой (так, средняя зарплата рабочего в Италии в текстильной промышленности в 11 раз выше, чем в Польше). В Азии в последние десятилетия также отмечаются подобные тенденции. Например, многие компании легкой промышленности Тайваня и Гонконга перенесли деятельность в КНР. В Гонконге делокализация, коснувшаяся обувной и текстильной промышленности, способствовала увеличению выпуска продукции в 1980-2000гг. в 10 раз и повышению конкурентоспособности легкой промышленности.
Еще один тип проявления глобализации связан с привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые способствуют обеспечению зарубежных рынков конечными товарами посредством финансовых вливаний в фирмы-производители (поставщики) промежуточных товаров и оборудования. Например, японские автомобильные компании основывают кластеры за рубежом, как правило копируя собственные кластеры.
Воздействие глобализации на кластеры опосредуется государственной политикой. Правительства могут защищать промышленные округа от иностранной конкуренции, используя протекционистские меры, поддерживая местных производителей, хотя их продукция неконкурентоспособна. Правительство может финансировать повышение квалификации рабочих, способствовать формированию кластеров, если выгоды, создаваемые данным кластером, обеспечивают повышение конкурентоспособности страны.
Глобализация воздействует на кластеры также посредством мобильности капитала, т.е. покупки местных предприятий транснациональными компаниями. Это двояко сказывается на функционировании кластера. С одной стороны, приобретение крупной компанией нескольких малых предприятий в округе может привести к разрушению тесных, порой неформальных связей между фирмами в кластере, и отношения внутри кластера становятся в основном вертикальными. С другой стороны, приход ТНК может положительно влиять на развитие кластера благодаря распространению инноваций и расширению рынка сбыта для малых и средних предприятий кластера.
Импорт продукции из стран с более низкими издержками производства (КНР и др.) оказывает негативное воздействие на кластеры. При этом страны-импортеры не стремятся создавать производства в данной стране, а создают мощные дистрибьюторские каналы сбыта своей продукции. Такое негативное воздействие на кластеры наблюдается в Италии, Франции, Испании и Германии.
После того, как в 2005г. были сняты все ограничения на ввоз китайской одежды и обуви в страны Евросоюза, экспорт товаров из КНР в ЕС возрос на 46% (по некоторым товарам – в 10 раз). Экспансия китайских товаров на европейский рынок наносит ущерб особенно итальянским фирмам, занимающим по экспорту одежды второе место после Китая (их доля составляет 8% мирового рынка). При этом цены, по которым Китай поставляет продукцию легкой промышленности на итальянский рынок, ниже затрат местных производителей на покупку материалов. В настоящее время китайские фирмы контролируют в Италии более 60% рынка одежды низшего ценового сегмента и расширяют присутствие в среднем ценовом сегменте.