Смекни!
smekni.com

Тенденция отчуждения местной власти от населения (стр. 3 из 7)

Данные свидетельствуют: те, кто сей­час представляют деревни и поселки, так же как все остальные, являются сторонниками выделения более крупных единиц самоуправ­ления — районов.

Стоит обратить особое внимание на тот факт, что большинство представителей групп "Де­ревня" и "Поселок" не считают себя доста­точно компетентными для решения данного вопроса.

Зато мнения жителей области, представи­телей городов и райцентров совпадают:

- на первом месте: "Город с при­легающей территорией";

- на втором — "Город в целом".

Интересно, что степень предпочтения од­ного из двух указанных выше вариантов оказа­лась связанной с уровнем дотационных райо­нов.

Мнение об объектах, передаваемых в собственность

местного самоуправления[8]

Таблица 4[Home1]

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

КАТЕГОРИИ ОПРОШЕННЫХ

Население

Исп. власть Деревня Поселок

Город, райцентр

Школы

1

2

2-3

3

5

Земля

2

1

1

1

6

Больницы

3-4

4-5

7

6

3-4

Дома культуры, библиотеки, кинотеатры

3-4

3

5-6

2

1-2

Спортивные сооружения

5

4-5

8

5

1-2

Государственный жилищный фонд

6

6

5-6

7

3-4

Государственные предприятия

7

9

9

9

8

Природные ресурсы

8

7

2-3

4

7

Водные ресурсы

9

8

4

8

9

Так, представители слабо дотационных районов ставят на первое место "Город с при­легающей территорией", а те, кто живет в дота­ционных районах, предпочитают сделать еди­ницей самоуправления "Город в целом". Види­мо, считая, что увеличение территории усугубит их положение. Для сельской мес­тности подобных различий не наблюдалось.

Основные тенденции, на которые следует обратить внимание, таковы: между населени­ем области и основной массой представите­лей исполнительной власти нет заметных расхождений по вопросу о том, что нужно передать в собственность местного само­управления. Однако внутри «власти» существуют достаточно симптоматич­ные разногласия по этому вопросу:

- те, кто живет в деревне, хотели бы в первую очередь получить в собственность зем­лю, природные и водные ресурсы;

- работники аппарата считают, что, преж­де всего надо передать местному самоуп­равлению объекты социально-культурного назна­чения (см. табл. 4).

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что местная власть воспринимается населением как вполне способная в силу своих полномочий решать повседневные проблемы жителей, но степень ее эффективности не высока. Характер местной власти в глазах насе­ления выглядит двояко. С одной стороны, это наиболее деятельная составляющая в структуре власти в целом (что подтверждает­ся вышеприведенными данными всероссийских со­циологических опросов). С другой стороны, она воспринимается населением как косная и медлительная, в основном из-за того, что уси­лия, затраченные на общение с нею, зачастую аб­солютно не адекватны полученному результату.

Низкую эффективность работы муници­пальных властей по решению проблем граж­дан население напрямую свя­зывают с бездействием и некомпетентно­стью федеральной власти (Президента и Правительства России), а также судебной власти[9].

Именно эти инстанции, по мнению населения, попустительствуют всевозможным крупномасштабным жуликам, обирающим как про­стой народ, так и мелких и средних предпри­нимателей, действующим на местах. Участники опроса крайне неудовлетворенны характером и достоверностью информа­ции, поступающей из органов местного са­моуправления, в том числе в ответ на за­просы граждан. Респонденты уверены, что на свой запрос гражданин получит лишь ту информа­цию, которую организация захочет до него дове­сти, а не ту, которая ему нужна.

Большинство участ­ников опросов в той или иной степени знакомы с Федеральным законом "Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ", но понимание прав и обязанно­стей, возложенных законодательством на органы местного самоуправления, у абсо­лютного большинства опрошенных ограни­чивается лить узким кругом повседневно решаемых проблем[10].

Неудивительно поэтому, что участники опро­са, в большинстве случаев, не смогли опреде­лить, до какого уровня простирается мест­ное самоуправление (микрорайон, село, поселок, городской и сельский район, город, область). Правда, некоторым из них оказалось из­вестно, что этот вопрос определяется Федераль­ным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", однако как именно, - они четко не представляют. Понимание опрошенными функций и задач местного само­управления отмечается, как правило, в самом общем плане. Однако все участники опроса полага­ют, что для дальнейшего развития местного самоуправления необходимо, во-первых, со­вершенствование работы органов местного самоуправления, и, во-вторых, обучение лю­дей приемам и практике общения с власт­ными структурами всех уровней.

Как выяснилось, органы местного самоуправления вос­принимаются населением вовсе не как демократический институт, в который местное, сообщество делегирует своих представителей для решения проблем местного значения, а как еще одна очередная властная структура, в отношении к которой человек становится в позицию противостояния[11]. Поэтому вполне естественно, что во взаимоотношениях с этой структурой граж­дане предпочитают использовать, прежде всего, хорошо знакомые всем механизмы взаимодействия с властью — личные связи, нефор­мальные контакты, взятки, а не активно задейст­вовать формы и методы демократии, предоставленные в распоряжение местного сообщества законом "Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в РФ". Отмечалось отсутствие практической возможности отстаивать в судебном по­рядке свои права и экономические интересы, урегулировать с муниципальными властями спорные вопросы и разногласия в суде.

Также в последнее время для населения провинций наблюдается спад общественной и политической активности граждан, что видно при выборах в органы местного самоуправления[12]. И здесь трудно не согласиться с приведенными причинами отчуждения населения. Это:

- Отсутствие среднего класса;

- Тоталитарность мышления основной части населения. В сознании многих людей сохраняется образ сильного хозяина, который решит за них проблемы;

- Отсутствие у большей части населения политической грамотности способности оценивать политиков не по обещаниям, а по их реальной деятельности;

- Дискредитация власти в глазах населения, что отбивает у них желание участвовать в политическом процессе.

Считаю необходимым привести некоторые представления муниципальных служащих о задачах и принципах организации системы местного само­управления, и препятствиях, с которыми сталкива­ется реформа местного самоуправления. Данные были получены на основе социологического исследования в феврале-мае 1999 по запросу Управления по вопросам местного самоуправления Президента РФ[13].

2. Представления муниципальных служащих

2.1. Взаимодействие муниципальных органов с населением

Работники органов муниципального управления подчеркивают необходимость взаимодействия с на­селением и учет инициатив местного сообщества. Служащие и депутаты местных органов власти, нерасположенные к взаимодействию с населением, относительно немногочисленны: всего 20% муниципальных служащих считают, что "серьезное рассмотрение всех инициатив населения отвле­кает органы местного самоуправления от ре­шения оперативных проблем и снижает эффек­тивность муниципального управления".

В то же время муниципальные служащие невысоко оценивают готовность местного сообщества реально участво­вать в управлении муниципальным образованием, активность населения в принятие ре­шений. Муниципальные служащие считают, что инициативы местного сообщества не всегда носят конструктивный характер (64%), что население еще не готово к проявлению инициативы и актив­ному участию в решении проблем муниципального образования (60-66%).

В тех МО, где действует система местного са­моуправления, по всей видимости, в большей сте­пени осознается необходимость более тесных свя­зей с населением и, как следствие, возможно, бо­лее высока неудовлетворенность этим взаимодей­ствием. В МО, где существует местное самоуправ­ление, ведется наиболее активная работа с насе­лением, органы власти "стараются информировать население о принимаемых решениях" (81%, а в системе государственной местной власти - 66%).