Смекни!
smekni.com

Теория Государства и права (стр. 3 из 6)

Рассмотрим наиболее характерные черты названных правовых семей.

Семья общего права. Включает право Англии и стран последовавших образцу английского права. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. Специфика общего права состоит в том, что в качестве источника права существует огромное количесво судебных решений (прецедентов), которые служили образцами для аналогичных дел, которые рассматривались другими судами. Нормы общего права носят казуистический, т.е индивидуальный характер. "Общее право было создано судьями, разрешавшие споры между отдельными лицами. Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота - немедленное восстановление статус кво, а не установление основ социального порядка".[18]

Также, как и романо-германское право общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу причин колонизации.

В общем праве существует автономизация судебной власти от любой государственной власти, что нашло выражение в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система. Эта семья включает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону, и в странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы.

"В силу исторических причин право выступает как средство регулирования отношений между гражданами; другие отрасли права были разработаны гораздо позднее и менее совершенны по сравнению с гражданским правом, которое и остается основой юридической науки." [19]

Судья, рассматривая конкретное дело, лишь классифицирует его. Это вовсе не исключает творческого и самостоятельного начала: нужно вникнуть в природу ситуации, чтобы применение права было сообразно его природе.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

В результате колонизации романо- германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей.

Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. "И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а гсоподствовавшие, начиная с эпохи Возрождения, философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права также, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости". [20]

"Решение, которое выносит судья в результате толкования юридических норм, является источником права, т.е. судья творит норму права. Это уже проявление мудрости." [21] Это лишь доказывает глубокую взаимосвязь мирового правового развития, единство правового регулирования.

Правовые системы, основанные на религиозном и традиционном регулировании, в которых право не рассматривается как результат деятельности человека, а тем более государства, разделяют на традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые. К странам традицонного права относят Японию, страны Тропической Африки. В основе же религиозной правовой системы лежит система вероучения.

Источником мусульманского права является Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга всего исламского мира, состоит из высказываний пророка Магомета, которые он совершал в Мекке и Медине. В этих высказываниях содержится и нормативно- юридические установления.

Сунна представляет собой сборник норм- традиций, которые служат образцами для мусульман.

Иджма - комментарий ислама, составленный докторами исламской религии. Они заполняют существующие пробелы в религии. Юристы практики ссылаются на эти сборники норм. Несмотря на усиление закона, как источника права, нельзя не сказать о роли именно этих норм, особенно в исламских странах с теократическим правлением.

"Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы." [22]

Славянская правовая семья. Это ветвь правовой цивилизации включает в себя государства бывшего социалистического лагеря: СССР, ГДР, СФРЮ, ПНР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию.

Славянская правовая общность основывается на специфике правовых ценностей славянских стран.

"Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточно-европейских стран. Славяне, имевшие уже в VI - IX веках свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали "прямыми" наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно- европейской культуры". [23]

Этими особенностями русского права следует считать самобытность русской государственности, которая была всегда тесно связана с правовыми традициями. Особый уклад экономической жизни, сельской общины, основанной на принципах "круговой поруки", взаимопомощи, традициях местного самоуправления. Особый статус личности, в котором преобладал "миръ" над индивидумом.

Особое значение православия, с его уклоном в сторону духовной, не материальной жизни, особом "благочестии". "Это соединение жизненного опыта в общем и индивидуальном созерцании происходящего, выработка к нему отношения заново в каждом конкретном случае… " [24]

Правовой массив, каковыми является право Российской империи и советское право, являются источниками российской правовой системы, и будет идентифицироваться как правовая семья восточно- славянских народов. Ее место в мировой правовой карте еще следует определить.

3. Формы права: понятия и виды. Источники права.

В юридической науке различают внутренюю и внешнюю формы права. Стурктура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины "форма права" и "источник права" тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права - истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.

Правоведение различает материальные, идеальные и юридические источники права.

Материальные источники лежат в основе потребности развития общества, в базисных его отношениях.

Внешние факторы воздействия - правосознание, политическая ориентация, международные и внутриполитические влияния составляют источник права в идеальном смысле.

Юридическим источником является сам юридический акт, который получает реальное выражение объективных потребностей общественного развития.

Помимо этого на формирование права действуют и другие обстоятельства: политические, экономические, социальные, национальные, религиозные и т.п. Они могут быть объективными (не зависящами от воли и желания людей) и субъективными - результатом партийной борьбы, законодательной инициативой и т.п.

Взаимосвязь системы источников права и его внешнего выражения определяет специфику правовых систем. В одних системах преимущество получили преценденты и судебные решения, в других делегированное законодательство, в третьих - правовые акты парламентов, в четвертых - религиозные нормы.

В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно- правовой акт.

Правовой обычай - одна из древнейших разновидностей социальных норм. Они возникали как устойчивая форма обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, общение их между собой. Их социальная значимость вызвала к жизни необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства.

Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Он и сейчас играет регулирующую функцию в отношениях, когда вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно. Нередко обычаи возводятся в ранг права.

Правовой прецедент представляет собой решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем расследовании аналогичных дел.

Как источник права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где он имеет силу законодательного акта. В росссийской правовой системе его элементы играют роль в деятельности Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, разъяснения которых являются руководящими в принятии решений в судебных разбирательствах нижестоящих судебных органов.