Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Саратовская государственная академия права
Поволжский региональный юридический институт
Кафедра теории государства и права
Учебная дисциплина - теория государства и права.
Сущность, типы и формы права
(курсовая работа)
Выполнила студентка 114 группы заочного отделения ПРЮИ Зыкова Т.Г. Научный руководитель доцент Осипов А.В. |
Саратов 1999
План.
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
2. Типы права. Правовые семьи и их типология.
3. Формы права: понятия и виды. Источники права.
Заключение.
Библиография.
Введение
Понятие права, его сущности - основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17-18 вв. Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что " право имеет своим источником волю ".
Томас Гоббс, английский философ 17 в., утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими ". В работах Ж-Ж Руссо есть определение права как общей воли. Виднейшими представителями естественно- правовой теории были Вольтер, Д. Локк, Монтескье, А.Н. Радищев. Эта теория рассматривала право с двух позиций - естественной и позитивной систем права.
Позитивное право - это право признанное и санкционированное государством. Естественное же право уходит своими корнями в сущность человеческой природы, разума, всеобщих нравственных принципов.
В первой трети 19 в. в Гремании сложилась историческая школа права, виднейшими ее представителями были Г. Гуго, Савиньи. Эта школа отрицала единое право для всех народов, полагая, что право самообразовывается у каждого народа по-своему, подобно нравам и языку. Историческая школа ведущее место отводила обычаю, изучению истории права, отводя закону не только не единственное, но и не основное место в ряду источников права.
Психологическая теория права, получила распространение в начале 20 в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и во Франции (Тард). Наиболее полно и широко эту идею разработал в России Л.И. Петражицкий. Он разделил право на позитивное (официальное право государства) и интуитивное (то, что переживается людьми как право, коренится в их психике).
Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения законности, ограничения судейского усмотрения. Впервые провозгласила идею правового (как идею самоограничения власти законом). В дальнейшем эта теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как воплощения правопорядка.
Марксистская теория права, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривала право как надстройку над экономическим базисом общества. Право есть воля господствующего класса. Для этой теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Несмотря на повсеместную критику этой теории, сегодня нельзя не отметить, что многие выводы марксистов о праве и государстве сохраняют свое значение и в современных условиях.
Развитие советской правовой мысли выработало нормативное понимание и определение права как системы действующих в государстве норм. В дальнейшем в эту систему вошли правоотношения и правосознание.
В ходе развернувшейся в конце 60-х начале 70-х гг. полемики выяснилось, что единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины, сближение таких разных точек зрения.
" И как в естествознании расширение знаний о природе приводит к смене одних концепций другими, так и в обществоведении ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений об обществе.
В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…"[1]
В своей работе я пытаюсь выяснить основные понятия, принципы, типы и формы права, несмотря на то, что, по словам русского правоведа Б.И. Кистяковского " правовую реальность следует поставить приблизительно посередине между реальностью произведений скульптуры и живописи, с одной стороны, и произведений литературы и музыки - с другой. Но все-таки ее придется признать немного более близкой к реальности первого вида культурных благ, чем второго… который не может существовать без субстациональных элементов общественной организации. "
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
1.1 Понятие права.
Термин "право" столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Мы часто говорим о праве как о системе общеобязательных юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло вместе с государством и выражает "государственную волю общества " [2], воплощенную в правовых нормах. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.
"…. право, представляя собой явление противоречивое, выражает прежде всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций." [3]
Совершенно ясным становится понятие права из названия древних юридических документов, памятниках права: "Русская Правда", "Правда Ярослава", - в этих названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.
"Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и стабилизирующим "передаточным механизмом".[4]
Право - понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т.д. "Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права." [5]
Но даже во времена сталинских беззаконий и попрания естественных прав человека, заседания "троек" - было "… фактически вынужденное признание ценности права, правосудия, юстиции, юридических форм, их способности придать тем или иным действиям, актам, цивилизованный, нормативный в глазах Отечественной и мировой общественности характер." [6]
Здесь уместно вспомнить высказывание "… права в законе может и не быть".
Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.
Собственно, юридическое право - это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.
Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не только религиозная книга, но и источник права.
1.2. Сущность и признаки права.
"… право - государтсвенная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования" - в этом заключается его общечеловеческая и классовая сущность. [7]
Право - понятие столь многогранное, что любое его определение было бы не полным, не учитывающим в полной мере его сложного характера. И все же основными признаками права традиционно называют следующие:
1). государтсвенно - волевой характер;
2). нормативность;
3). властно - регулятивная природа.
Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т.п.