Развитие, по Гумпловичу, идет по направлению все более возрастающего «равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими». Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется «современное культурное государство». Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается, однако, насилие.
Теория насилия, равно как ранее рассмотренные теории, отражают взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и на его происхождение.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.
Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание потребности послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.
Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на гетерономное (позитивное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами (неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими). Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ», - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы».
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».
Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.
После печально-известной речи У. Черчилля в марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало «холодной» войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того , что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его сторонников к тому выводу, что немцы, как единственно-полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит Черчилля к аналогичному выводу: нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология . Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Одновременно с возникновением государства шел процесс формирования права. Право как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Право складывается первоначально из трансформируемых обычаев прошлой эпохи, из судебных решений, которым придавалось значение общей нормы, исходящих из органов власти. При первобытном обществе не было необходимости в праве. Взаимоотношения (как уже говорилось выше) как внутри рода, так и между родами и племенами регулировались обычаями, в которых фиксировался опыт поведения, накопленный предыдущими поколениями, и которые выражали совпадающие интересы членов рода. Соблюдение установленных обычаев отвечало потребностям всего коллектива, было жизненно необходимым для нормального течения жизни рода, и потому их обеспечение не требовало специального аппарата принуждения. Всякое отступление о общепринятых обычаев противоречило интересам рода и влекло за собой коллективное осуждение нарушителя. Мерами воздействия по отношению к нарушителю служили увещевание, внушение, а для непокорных и более суровые меры – изгнание из рода и как крайнее средство лишение жизни. Родовой коллектив в целом обеспечивал соблюдение общепринятых обычаев в которых сочетались как общественные, так и личные интересы всех членов рода. Например, члены рода были обязаны поддержать и защищать друг друга при всякой опасности и от всякого нападения. Убийство членов рода чужаком накладывало на весь род обязательство кровной мести. Нарушение этих обычаев – побег с поля боя, отказ от кровной мести за убийство сородича и других – ставило под угрозу благополучие всех членов рода. Нарушение обычаев могло иметь место лишь в крайне редких случаях и немедленно вызывало отрицательную реакцию со стороны всего коллектива. Энгельс писал по этому поводу: «Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал». Но положение меняется с разделением общества на классы с противоположными интересами. Возникла либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим (средством) собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передачи общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. В результате, обычаи теряют характер правил, выражающих общие интересы; вместе с этим исчезает и основание добровольного соблюдения их членами общества. Богатеющая родовая верхушка, сосредоточившая власть в своих руках, стремится навязать обществу новые обычаи, отражающие ее узкоклассовые интересы, заменить ими старые обычаи, которые стесняют осуществление эксплуатации и развитие частной собственности или приспособить их к своим целям, изменив содержание. Так, если раньше более удачливые охотники и скотоводы должны были делиться с другими членами рода добытые ими продукты, то по мере развития частнособственнических отношений эти раздачи продуктов со стороны богатых общинников стали сопровождаться требованием вернуть полученное с добавкой или отработать за это в их хозяйстве.