А. Смит и Д. Рикардо объективно и беспристрастно раскрыли тайны обогащения собственников капитала. С этим связан, по мнению историков науки, парадокс Рикардо. Хотя он стал одним из 100 миллионеров Англии, казалось странным, что этот исследователь смело, вскрывал источники роста доходов господствующих классов.
Между тем К. Маркс считал, что после А. Смита и Д. Рикардо политическая экономия выражала интересы разных социальных групп и классов. Он стремился поставить свой вариант классического направления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.
Английские классики считали, что производство - основа реальной экономики — развивается по естественным законам и поэтому оно не нуждается во вмешательстве государства. Но, тем не менее, они оставили без изменения противоречащее этому положению название науки — политическая экономия (наука о государственном управлении хозяйством). Стало быть, важно видеть следующие черты классической политической экономии. Во-первых, это направление экономической теории отразило исторические особенности социально-экономических отношений первой ведущей страны капитализма — Англии XVII—XIX вв. (период господства единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). Во-вторых, оно обладало чертами теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому неслучайно появилось совершенно новое воззрение.
В последней трети XIX в. возникло новое направление экономической теории, названное «экономикc». Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и других стран. Прежде всего, данное направление обладало основными чертами классического научного направления.
Во-первых, новые исследователи опираются на большой круг методов познания реальной экономики. Они впервые широко применили математические методы для открытия количественных взаимосвязей хозяйственных процессов, уделили серьезное внимание экономической психологии людей, связанной с их поведением как частных собственников в условиях производства, рынка, потребления.
Во-вторых, разработчики экономике продолжили обобщение новых полученных знаний в единой научной системе. Такой системный подход был проявлен в изучении взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. Экономическая теория была пополнена за счет сравнительного анализа современных хозяйственных систем, развернутого учения о системах микроэкономики и макроэкономики (этим системам посвящены особые разделы данного учебника).
Научный характер, второго направления экономической теории проявился также в раскрытии причинно-следственных связей между хозяйственными процессами и поведением людей, а также в обнаружении экономических законов. В дальнейшем мы ознакомимся с рядом таких законов.
Представители «экономике» выдвинули новое понимание предмета экономической теории. В противовес политической экономии они стали изучать второй тип экономических отношений — организационно-экономические связи между людьми. В кругообороте благ ведущими и определяющими были признаны обменно-рыночные сделки.
Новое толкование предмета экономической теории привело к созданию целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Особое внимание поведению на рынке потребителей благ уделила австрийская школа экономистов.
Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926).Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию ценности. В противовес трудовой теории стоимости австрийские ученые считали, что не труд работника определяет ценность (стоимость) вещи. Каждый человек субъективно - сам - определяет ценность благ исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех благ, а стало быть, и их рыночная цена зависят, только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. В процессе потребления происходит закономерное убывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида полезных вещей степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины.
Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938) дополнил концепцию предельной полезности благ своим учением о предельной производительности труда и капитала. Это учение он противопоставил теории прибавочной стоимости английской политэкономии. По мнению Дж. Б. Кларка, источником доходов (заработной платы, прибыли) является не труд работников производства. Здесь решающую роль играет распределение продукта производства в соответствии с вкладом каждого фактора производства (труда, капитала и земли) в полученный результат. Доходы рабочих и предпринимателей, считал Дж. Б. Кларк, соответствуют действительному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства. Это ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и рабочих.
Введение в теорию предельных величин (потребления и производства) привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс, швейцарский экономист М. Э. Л. Вальрас, итальянский исследователь В. Парето). Именно предельные количества позволили применять высшую математику, оперирующую такими величинами. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) зависимости в производстве, на рынке и в потреблении. Такие методы позволили изыскивать оптимальные варианты продуктивного использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.
Переворот в экономической теории был произведен учеными из разных стран. Поэтому потребовалось обобщить и систематизировать его результаты. Эту задачу выполнил руководитель кафедры политической экономии Кембриджского университета (Англия) профессор Альфред Маршалл (1842-1924), основоположник неоклассической экономической теории.
А. Маршалл исходил из представлений о том, что предметом данной науки является «чистая экономика» - хозяйственная деятельность частных собственников, независимая от социальной формы ее организации. Соответственно была провозглашена «социальная нейтральность» экономической науки. А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории «политическая экономия», которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свои главный труд он озаглавил «The principles of economics (англ. economics -экономические науки). Так в 1890 г. появилось целостное изложение нового направления экономической теории. С 20-х гг. XX в. это направление в англо-американской экономической литературе получило название «экономике», которое потеснило термин «политическая экономия».
Подобно классической политической экономии экономике имеет свою ограниченность и внутренние противоречия. Что здесь существенно сказывается на допускаемых пробелах и недостатках познания хозяйственных отношений?
С самого начала возникновения нового научного направления ему стало свойственна четко обозначенная крайность в трактовке предмета экономической теории. В 30-е гг. XX в. профессор Лондонского университета Л. Роббннс дал определение предмета экономике, которое стало широко распространенным. По его мнению, центральной проблемой экономической науки является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает для удовлетворения потребностей) между взаимоисключаемыми целями. Л. Роббинс рассматривал «экономике» вне всякого конкретного социального содержания. Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности.
В экономике однозначно приписывалась решающая роль покупательского спроса в установлении рыночной цены. В ходу было утверждение, что повелителем на рынке выступает потребитель: он подает свои деньги в качестве голосов в пользу производства нужных ему вещей. Тем самым, естественно, по существу отрицалась роль производителей и предложения товаров в установлении цен.
За столетие - с конца XIX в. до конца XX в. - быстрое изменение реальной экономики потребовало от представителей экономике в корне изменить начальные представления по ряду основных проблем. Это касается, в частности, роли государства в экономике, места и роли частной собственности, свободной конкуренции и монополии, научно-технического прогресса.
На рубеже XX-XXI вв. в экономической теории возникло научное течение, названное «неоэкономика» (греч. neos - новый) — новая экономика. Оно выступило против устаревших положений, считавшихся в экономике «вечными истинами», но которые перестали соответствовать современной реальной экономике. Основное внимание в неоэкономике уделено социально-экономическим последствиям научно-технической революции, развитию информационной экономики, качественным изменениями хозяйственных отношений в 21 веке и формированию глобальной экономики.
В XX веке проблема создания и распределения общественного богатства уточняется и углубляется. Речь теперь идет о том, как сохранить равновесие между рациональным использованием ограниченных ресурсов, полной занятостью трудового фактора и ростом благосостояния всех членов общества. Насущные задачи в определении равновесия и поддержания динамизма общественного хозяйства в целом заставили по-иному взглянуть на роль государства в экономических процессах. В XX веке сформировалось особое теоретическое направление — кейнсианство (Д. Кейнс).
Появление кейнсианства было обусловлено существенными изменениями в экономической и общественной жизнь ряда стран. Предпосылки кейнсианства: а) массовое появление монополий и отрицательные последствия их господства; б) углубление экономических кризисов перепроизводства («Великая депрессия» 1929—1933 гг.); в) возросшее влияние профсоюзов и их монопольное положение па рынке труда; г) положительный пример СССР, демонстрирующего достоинства государственного регулирования экономики. Общим результатом этих предпосылок стало резкое отставание спроса от предложения и кризис рыночной экономической системы в целом.