Смекни!
smekni.com

Триумф и трагедия советской власти (стр. 4 из 5)

1917 год

Большевистские методы захвата и укрепления власти естественным образом привели к гражданской войне.

К лету 1918 на 3/4 территории страны образовались многочисленные группировки и правительства, выступавшие против советской власти. Советское правительство приступило к созданию Красной Армии и перешло к политике «военного коммунизма». Она, а также «расказачивание», направленное фактически на уничтожение казачества, вызвали в различных регионах крестьянские и казачьи восстания и дали возможность руководителям антибольшевистского лагеря сформировать многочисленные армии и развернуть широкое наступление против Советской республики. На территориях, занятых белогвардейцами и интервентами, ширилось партизанское движение. К 1922 году все антисоциалистические восстания были подавлены. Гражданская война принесла огромные бедствия.

От голода, болезней, террора и в боях погибло (по различным данным) от 8 до 13 млн. человек, в т. ч. ок. 1 млн. бойцов Красной Армии. Эмигрировало к концу Гражданской войны до 2 млн. человек. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, составил ок. 50 млрд. золотых рублей.

Тоталитарный режим 20-30-х гг.

В 20-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат и политические интриги, Сталин возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. Проводил форсированную индустриализацию страны и насильственную коллективизацию. В кон. 20-30-х гг. Сталин уничтожил реальных и предполагаемых соперников, инициатор массового террора. В стране проводились репрессии против управленческих кадров, в Красной Армии репрессирована была 5 часть высшего командного состава, более 40 тыс. офицеров.

В суматохе экономической перестройки и террора рождалось новое общество. Оно вовес не должно было до бесконечности подвергаться "постоянным чисткам" и стало в конце концов иерархичным, глубоко консервативным и удивительно стабильным. Люди, получившие специальное техническое образование во время первой пятилетки могли очень неплохо устроиться.

Вкус к порядку и старомодности начал проникать в разные сферы советского общества, например в семейную политику. В 1920-х гг. режим пытался ослабить семью, которую считал буржуазным институтом, эксплуатирующим женщину и способствующим сохранению патриархального чувства собственности. В соответствии с существовавшим в то время законодательством любое постоянное совместное проживание, зарегистрированное или нет, могло считаться семьей, а дети, родившиеся в результате такого сожительства, обладали всеми правами. Но такая политика привела к снижению рождаемости, также росло число сирот. Это вызывало обеспокоенность властей и теперь они уже принимали меры по укреплению семьи.

1940-1945

Защита Отечества от завоевателей стала священной обязанностью, породив в партии новую ноту - воинственный национализм. Вопреки страшным потерям ифизическим страданиям советского народа в годы Великой Отечественной войны, моральное состояние было твердым, патриотичным. Коллосально возросли моральный дух и чувство национального единства народа. Газета "Правда" стала описывать реальный мир, для многих людей чтение этой газеты стало ужасным потрясением. Военные журналисты были нафронте вместе с солдатами и писали обо всем с такой откровенностью и точностью, что в предвоенное время этого и помыслить было нельзя. В отношении информированности до некоторой степени было восстановлено доверие народа правительству. Но полная свобода информации не дозволялась: гражданам было приказано сдать свои радиоприемники, дозволялись лишь громкоговорители в общественных местах.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что одной из главных причин победы советского народа в Великой Отечественной войне является стойкость духа и сплоченность.

1945-1953

Восстановление городов и промышленных предприятий проходило на том же, если не большем энтузиазме, как и в годы войны. Люди, получали поддержку от правительства, в основном, моральную, так как вкладывать большие средства правительству было не выгодно. Западные страны удивлялись быстроте, с которой были восстановлены жизненно важные объекты страны.

Духовная жизнь

1900-1917

Серебряный век

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался русским культурным ренессансом (так определил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарили миру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряный век». В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в два-три десятилетия, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием. "Серебряный век» — эпоха открытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая мекку европейской цивилизации — Париж. Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастая экзотическими темами и изысканными формами. Православие и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века». Определяющими координатами стали пафос жизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и его творения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка. Название «серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.

1917-1930

В основе единства культуры СССР лежали идеологические (коммунистическая доктрина) и политические (единое государство) предпосылки. В период своего существования советская культура претерпела определенную эволюцию и ряд типологических изменений, которые с достаточной степенью условности могут быть сведены к следующим этапам:

1918 — середина 1930-х гг. — 1920-е годы отмечены поиском новых «революционных» форм в искусстве, создавались новые литературные объединения, открывались театральные студии, устраивались разнообразные выставки, к началу 1930-х гг. со стороны властей наметилась четкая тенденция упорядочить «культурные потоки» и ввести их в единое контролируемое русло; в середине 1930-х процесс был близок к завершению, все несогласные с официальной политикой в области культуры вынуждены были работать «в стол», многих из них ожидали репрессии. Основные этапы и знаковые фигуры периода — Горький, В. Маяковский, РАПП, М. Шолохов, И. Бродский, А. Дейнека, Б, Иогансон, ГОСТИМ, В. Мейерхольд, Третья студия МХАТ, Е. Вахтангов, конструктивизм, братья Веснины, К. Мельников, Я. Протазанов, С. Юткевич).

Середина 1930-х — середина 1950-х

Формирование стилистического и тематического канона, расцвет социалистического реализма (литература — А. Фадеев, А. Н. Толстой; изобразительное искусство — В. Серов, П. Корин, С. Коненков, В. Мухина; кино — Г. Александров, Л. Орлова, Н. Черкасов, И. Пырьев, С. Герасимов; театр — Р. Симонов, Н. Хмелев, Н. Охлопков, А. Тарасова).

Середина 1950-х — конец 1960-х

«Оттепель», ослабление идеологического контроля (А. Солженицын, Ю. Трифонов, Р. рождественский. А. Вознесенский. Е. Евтушенко, А. Ахмадулина, Б. Окуджава, М. Шатров, Г. Чухрай, М. Хуциев, А. Тарковский, Г. Товстоногов, О. Ефремов, Ю. Любимов, И. Смоктуновский, Э. Неизвестный, Б. Жутовский, Э. Белютин, Д. Краснопевцев).

Начало 1970-х — 1986 гг.

«Застой», несмотря на усиление цензурного пресса, во всех областях культуры пробивались ростки подлинного искусства, отражающего реальные процессы в жизни общества (В. Астафьев, В. Распутин, В. Высоцкий, «Метрополь», А. Эфрос, М. Захаров, Вен. Ерофеев, О. Рабин, В. Сидур, А. Зверев).

1986-1991 год

«Перестройка»: новая «оттепель» и распад единого культурного пространства (возвращенные имена, писатели русского зарубежья, деятелии культуры — народные депутаты, А. Рыбаков, В. Маканин, Т. Кибиров, Д. Пригов, V съезд кинематографистов, Э. Климов, С. Соловьев, Л. Додин, П. Фоменко, М. Жванецкий, Ю. Карякин, Е. Яковлев).

Международные отношения

ФИНЛЯНДИЯ

После Февральской революции 1917 в Финляндии усилилось стремление к обретению полной самостоятельности. В период вхождения Великого княжества Финляндского в Российскую империю ему было предоставлена значительная автономия (двухпалатный парламент, собственная денежная система, местное самоуправление). Октябрьский переворот ускорил развитие событий. 6 декабря 1917 парламент принял декларацию об объявлении Финляндии независимым государством. Совет народных комиссаров Советской России с одобрения В. И. Ленина 18 (31) декабря признал независимость Финляндии.

МОНГОЛИЯ

11 июля 1921 в Урге (ныне Улан-Батор) была провозглашена независимость Монголии. В 1918-1921 Япония пыталась подчинить Внешнюю Монголию, используя для этого китайские войска и отряды русского генерала Унгерна фон Штернберга. Но части Красной Армии, вступившие в пределы Внешней Монголии, совместно с монгольскими войсками разгромили противника.

КИТАЙ

Осенью 1924 англичане в союзе с крупной компрадорской буржуазией попытались свергнуть правительство Южного Китая, возглавляемое Сунь Ятсеном. Но потерпели поражение, победа революционной партии гоминьдана, способствовала развитию революционного движения в другие районы страны. Сунь Ятсен выступал за сближение Китая с Советской Россией. Гоминьдану, в который вступили коммунисты, противостояло прозападное пекинское правительство. Расстрел англо-американской полицией демонстрации в Шанхае в мае 1925 положил начало революции 1925-1927. Вначале революции успешно действовала Народно-революционная армия (были освобождены Шанхай и Нанкин), но правое крыло гоминьдана во главе с Чан Кайши в апреле 1927 организовало в Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу переворот и пришло к власти.