Методы специальных исследований.
В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.
Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать соответствующую теорию науки. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата.
Задачи теории планирования:
· объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования;
· находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач;
· изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т.п.
Разделы теории планирования включает следующее:
· методологические основы планирования производства. Здесь раскрываются: сущность и содержание планирования; законы, закономерности и принципы планирования;
· учение о системы планирования. В этом разделе исследуются организационные формы планирования, функции и структура планирования, сочетание отдельных видов планирования;
· учение о механизме и методах планирования как о совокупности средств и рычагов воздействия;
· учение о процессе планирования. Рассматриваются свойства, динамика, типология частей, цели, методы процесса планирования; информационное, программное, техническое и информационное обеспечение планирования;
· учение о качестве и эффективности планирования. Освещаются культура и стиль планирования, научная организация планового труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений[1].
Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений вскрыть путем теоретического анализа их сущность, определить направления развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности производства.
Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве.
Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.
Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда. Однако выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XX столетия.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.
Сущность концепции, базирующейся на принципах централизованного планирования, сводится к жесткому целенаправленному воздействию на человека, коллектив и общество. Планирование из одной, пусть даже важнейшей функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля гипертрофированную роль, дающую основание для администрирования и укрепления исполнительного, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например, активизация и стимулирование превратились в формальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.
В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от реальной действительности. Данное обстоятельство и породило кризис концепции социалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.
Рыночная концепция управления основана на том, что управление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов. Основой данной концепции является стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе[2].
Таким образом, необходимость реформирования вообще, и внутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствием структуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования, что является важнейшей народнохозяйственной научной и практической задачей.
Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда.
Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений.
При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа многими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большими физическими и эмоциональными нагрузками, риском ответственностью не только за свою личную судьбу, но и за судьбу коллектива.
Плановик должен уметь держать в поле зрения одновременно многие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать плановые решения. Он должен обладать высоким профессионализмом и компетентностью.
В конечном счете деятельность планового работника должна быть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов, обоснованный риск.
Реализовать эти требования могут руководители и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедуры влияют психологические особенности человека: темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т.п. Сказанное позволяет утверждать, что принятие плановых решений – не только наука, но и искусство.
Как искусство, планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.
Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем.
В качестве предмета науки планирования (который не следует путать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Эти отношения проявляются в: кооперации труда различного вида и масштаба; производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах.
Планирование как наука имеет собственные методы исследований: конкретно-исторический подход, системный подход, комплексный подход, эксперимент, моделирование, методы специальных исследований,
В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.
Задачи теории планирования: объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования; находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач; изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т.п.
Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве. Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса.
Планирование является также искусством. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда.
5. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др.; Под общ. ред.Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО "Мисанта", 1996.
6. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО "Мисанта", 1998.
7. Казарновский А.С., Перлов П.А., Радченко В.Г. Совершенствование организационных структур управления промышленных предприятий. – Киев: Наукова Думка, 1981.
[1] Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО "Мисанта", 1998. – с. 15.
[2] Казарновский А.С., Перлов П.А., Радченко В.Г. Совершенствование организационных структур управления промышленных предприятий. – Киев: Навукова Думка, 1981. – с. 54.