В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима. Почему, например, по данным Министерства культуры, в 1994 году музеи получили 48% финансовых средств Министерства культуры? Каковы процедуры финансирования и его приоритеты? Это не может произойти без изменения менталитета, но свободное циркулирование информации и разъяснение даже внутренней работы властных структур есть неотъемлимая составляющая демократического государства /33/.
Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки результатов.
Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.
Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 1993-1995 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.
Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование культурной деятельности /52/.
В целях привлечения средств меценатов и спонсоров Указом Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ от 12.11.93г. № 1904 увеличена до 5% доля необлагаемой прибыли, перечисляемой государственным учреждениям культуры и искусства. Однако, на практике эта налоговая льгота не работает.
Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования ими своего имиджа.
Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
2.1. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.
Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно /57/.
С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других /29/. При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов (Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и другие), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы /29/, чем и обусловлено применение термина "региональная система культуры" при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области.
Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.
Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.
Необходимость разработки новой государственной региональной политики обусловлена следующими факторами:
развалом командно-административной системы управления и утратой сложившихся в старой системе принципов взаимодействия центра с регионами;
несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали;
деформацией логики ценностных ориентаций: система интересов (частных, коллективных, региональных, государственных) не имеет пока единого критерия.
Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:
1. Возрастают финансовые потребности культуры, а государственное финансирование данной сферы все еще происходит по остаточному принципу. Решение рассматриваемой проблемы в рамках региональной системы позволит распределять интегрированные средства, поступающие из бюджета и прочих источников в состав единого регионального фонда финансирования, наиболее рационально и эффективно.
2. Жестко регламентированный жизненный путь человека в условиях унитарного государства сегодня постепенно начинает сменяться собственной стратегией личности, принимаемой в условиях выбора. Образуется все больший разрыв между государственными и личными планами человека /25/.
3. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели управления и стиля управления. Отношения между органами управления федерального, регионального и местного уровней строятся на основе новых моделей управления, одним из механизмов реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.
Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определялся характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строились на партнерской основе и были, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями. Такие документы были подписаны с ассоциацией "Сибирское соглашение", с администрациями Приморского края, Псковской, Тульской областями.
С Тамбовской областью был подписан протокол от 20.03.95г. №17 "О совместном финансировании организаций и проведении работ по Федеральной программе "Сохранение и развитие культуры и искусства в 1995 году"(от 20.03.95г.№17) . По протоколу предусмотрено выделение 1170,0 млн.рублей, выделено 930,6 млн.руб.(79,6%). На 1996 год действие Протокола было продлено. Однако из запланированных 1350,0 млн.руб. выделено 70,0 или 5,2%. В последующие годы Министерство отказало области в подписании договора.
Как показывает практика, всякое обновление начинается с изменений в первую очередь формальных характеристик, и не всегда вслед за этим идут изменения по существу. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу.
2.2. Анализ социокультурной ситуации в области
Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений, организаций, творческих групп и индивидов, создающих,воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы /28/.
Состояние социокультурной сферы Тамбовской области можно охарактеризовать следующими показателями.
Наличие объектов:
муниципальные клубные учреждения - 765
библиотеки - 735
музеи - 10
театры и филармония - 4
кинотеатры - 7
киноустановки - 362
профессиональные коллективы
(симфонический оркестр, камерный хор,
государственные танцевальные ансамбли
"Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских
народных инструментов "Россияне",
фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") - 6
парки культуры и отдыха - 5
центр творчества молодежи - 1
центр культуры и спорта - 1
областной научно-методический центр
самодеятельного творчества - 1
редакций газет - 51
телевизионных и радиовещательных компаний - 27
В области сложился богатый творческий потенциал: