В кооперативах в 1925 г. состояли около 1/4 крестьян, а в 1928 г. - 55%. Кооперативы играли главную роль в восстановлении товарооборота между городом и деревней. Уже в 1925 г. кооперативный товарооборот составлял 44,5% розничного товарооборота страны. В районах специализированного сельского хозяйства - льноводческих, свеклосахарных, молочного животноводства - кооперация охватила подавляющее большинство крестьян. [16]
Крестьянские кооперативы стали объединяться в отраслевые организации. Появились Хлебоцентр, Лъноиентр, Пло-доовощсоюз, Маслоцентр и др. Они объединяли сбыт и снабжение кооперативов в масштабе страны, организовывали кредит и защищали интересы кооператоров.
Однако по мере так называемого строительства социализма, т.е. создания тоталитарного сталинского режима и административно-командной системы управления, кооперативы - демократически управляемые, рыночные организации все меньше вписывались в жесткие централизованные планово-распределительные советские структуры.
Потребительскую, промысловую, кредитную, сбыто-снабженческую кооперацию советское руководство начало преобразовывать, закрывать, сливать, разделять и национализировать, т.е. просто отбирать имущество и денежные средства на нужды индустриализации и партийного аппарата.
В партийных документах 30-70-х годов участь кооперации была предрешена - по мере своего развития и совершенствования оставшаяся после разгрома кооперативного движения в 30-х годах собственность потребительской, промысловой и колхозов должна сливаться с государственной общенародной собственностью, т.е. кооперативные предприятия должны перейти в подчинение соответствующих министерств, что и было сделано с промысловой кооперацией в 1956 и в 1960 гг. В 30-60-х годах многие колхозы были преобразованы в совхозы, все городские потребительские кооперативы были ликвидированы, а их имущество передано Министерству внутренней торговли в 1932 и 1935 годах.
С другой стороны уничтожить одномоментно все виды кооперации, например, в 1936 году, когда Сталин провозгласил полную и окончательную победу социализма в нашей стране, было невозможно по экономическим и политическим причинам.
Фактически крестьяне и жители районных городов на свои средства осуществляли свое торговое обслуживание. Таким образом, с потребительской кооперацией были связаны экономические интересы более половины населения страны. Огромная стоимость перевода колхозов в совхозы, где материально-техническая база в 2,5 раза была мощнее и дороже, не позволяла реализовывать в полной мере и в сельском хозяйстве марксистко-ленинскую догму об образовании единой государственной собственности в стране.
Таким образом все виды кооперации в Советском Союзе, особенно, в 30-50-е годы развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, постоянного диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования, постоянных перемещений и репрессий против руководителей и рядовых членов кооперативов и их союзов.
В таких экстремальных условиях кооперация не могла раскрыть все свои возможности и действовать эффективно для улучшения обслуживания своих членов.
Идеологические тиски, в которых действовала кооперация, ослабли только в 1988 году, когда был принят закон о кооперации в СССР. Хотя в этом законе кооперативной собственности отводилась вторая роль "при ведущей роли государственной (общенародной) формы собственности", кооперация получила право свободно развиваться во всех областях хозяйственной деятельности без ограничений временными и территориальными рамками.
Перестройка и новый "Закон о кооперации в СССР" создали предпосылки для возрождения кооперативного движения в Советском Союзе. Закон восстановил многообразие форм кооперативной деятельности, право на создание союзов, собственной, кооперативной кредитно-банковской системы, внешнеторговых операций, гарантировал государственное социальное обеспечение кооператорам.
Кооперативные организации получили свободу (с некоторыми ограничениями) планирования, ценообразования, выбора поставщиков, сбыта, распределения прибыли, оплаты труда, формирования штатного расписания, а также налоговые льготы.
Однако новые возможности было трудно реализовать при отсутствии свободного рынка капитала, земельных участков, производственных и жилых помещений, оборудования, строительных материалов.
Кроме того, Закон 1988 года содержал нормы, тормозящие процесс образования и расширения хозяйственной деятельности кооперативов. Это сложная процедура регистрации, отказ кооперативам в материально-техническом снабжении в условиях государственной карточной системы фондирования, коэффициент для кооперативов на оптовые цены на сырье и продукцию госпромышленности, что заставляло кооперативы повышать розничные цены на свои изделия. При государственных предприятиях и учреждениях кооперативы могли образоваться только с согласия руководителей этих организаций. Многие подобные кооперативы оказались лишь кормушкой для своих покровителей, механизмом повышения цен, перекачки безналичных денег в наличные, очагом социальной напряженности. В массовом общественном сознании росло убеждение, что новая кооперация грабит народ, опустошает государственные магазины, культивирует рвачество, спекуляцию и преступность.
Уже к осени 1988 года налоговые льготы для вновь создаваемых кооперативов были урезаны, а в дальнейшем практически ликвидированы.
Тем не менее, за два с половиной года с января 1988 г. по июль 1990 г. численность кооперативов выросла с 14 до 210 тыс., число работающих в них со 150 тыс.5,2 млн. человек, объем реализации товаров и услуг (с 1987 года) более чем в 200 раз и составил более 5% валового национального продукта страны. [17]
Спектр хозяйственной деятельности новых кооперативов был очень широк. Наибольшее число кооперативов функционировало в области строительства, производства товаров широкого потребления и общественного питания. Среди остальных - по выпуску продукции производственно-технического назначения по добыче золота и других драгметаллов, по заготовке и переработке вторичного сырья, торгово-закупочные, проектно-конструкторские, научно-исследовательские по разработке программных средств и оказание информационных услуг, сельскохозяйственные (в основном сбыто-снабженческие), транспортные, медицинские, спортивно-оздоровительные, художественно-оформительские, по организации досуга и другие.
В 1990 году наступил резкий спад в кооперативном строительстве в нашей стране. Среди многих причин этого явления - ограничение правительством заработной платы кооператоров и предоставление налоговых льгот малым предприятиям (постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий") [18], которые вызвали резкое сокращение производства кооперативных товаров и услуг и массовое преобразование небольших кооперативов в малые предприятия.
За более чем вековой период развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в "новый кооперативный общественный строй", экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор.
Участие кооперации в решении многообразных социально-экономических задач, стоящих перед народным хозяйством, требует использования всех имеющихся резервов интенсификации и повышения эффективности ее экономики.
Одним из основных направлений повышения темпов и эффективности развития кооперативной экономики является значительное ускорение научно-технического прогресса путем расширения масштабов перевооружения и реконструкции действующей материально-технической базы всех ее отраслей и поиска новых решений в области техники и технологии, позволяющих добиться успехов по пути интенсификации и улучшения обслуживания населения.
Положительное влияние на повышение темпов и эффективности развития кооперативной экономики оказали меры по перестройке хозяйственного механизма и в агропромышленном комплексе страны, легкой промышленности, на предприятиях транспорта и др.
В первой главе своей работы мы постарались изучить основы и проанализировать кооперацию как хозяйственную систему и пришли к выводу, что кооперация берет свое начало с древних времен, с течение времени совершенствовалась и видоизменялась.
Не маловажное влияние на изменение и использование кооперации как формы хозяйствования оказывала господствующая идеология.
В России кооперация широко использовалась во время НЭПа в начале ХХ века, затем социалистическая форма общественных отношений видоизменила кооперативное движение, оно подчинялось и управлялось государством. Очередной всплеск кооперативное движение пережило во время перестройки в 1985-1990годы.
На современном этапе развития экономики кооперация не является ведущим видом хозяйственной системы и представлена в основном производственными и сельскохозяйственными кооперативами.
1. Бартеньев С.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2002.