Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование оборота недвижимого имущества (стр. 5 из 14)

К односторонним сделкам могут применяться также и нормы, относящиеся к договорам, если это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки. Объясняется это тем, что договор тоже вид сделки. В большинстве случаев именно договор служит основанием возникновения обязательств, но это не исключает применения правил об обязательствах и к односторонним сделкам. Конечно, не рассчитаны на односторонние сделки правила заключения (гл. 28 ГК), изменения и расторжения (гл. 29 ГК) договоров1. Однако каждое из действий, совершаемых сторонами договора: оферта, акцепт, заявление о расторжении (об отказе) договора может рассматриваться и как односторонняя сделка. К односторонним сделкам могут применяться правила о месте и сроке исполнения обязательства (ст. 314, 316 ГК), о толковании договора (ст. 431 ГК).

Нормы, учитывающие особенности односторонних сделок, закрепляются как в общих положениях ГК о сделках (ст. 154, 155), так и в нормах ГК, посвященных регулированию отдельных видов односторонних сделок: доверенность (ст. 185 - 189), действие в чужом интересе без поручения (гл. 50), публичное обещание награды (гл. 56), публичный конкурс (гл. 57). Нормы, относящиеся к отдельным видам односторонних сделок, могут содержаться также в специальных законах и подзаконных актах1.

В качестве односторонних сделок с недвижимым имуществом рассмотрим наследство, доверенность. Остановимся отдельно на правовом регулировании данных сделок.

К доверенностям, как к видам односторонних сделок с недвижимым имуществам, применяются общие правила правового регулирования, установленные для сделок такого рода.

В силу п. 1 ст. 185 ГК доверенностью признается письменный документ, выдаваемый одним лицом другому для представительства перед третьим лицом. Доверенность является односторонней сделкой, содержащей четкое указание на полномочие представителя. В юридической литературе доверенность рассматривается как способ выражения полномочия представителя "вовне", перед третьими лицами2. Этим доверенность отличается от договора между представителем и представляемым, в котором урегулированы внутренние отношения сторон. Неслучайно представляемый, в силу п. 1 ст. 185 ГК, вправе предоставить третьему лицу доверенность на представителя непосредственно, договора и доверенности права и обязанности представителя определяются минуя самого представителя. В силу изложенного, в случае расхождений в текстах доверенностью.

Как односторонняя сделка, доверенность подчиняется правилам ст. 155 ГК. К доверенности применяются общие положения об обязательствах и договорах, если это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу доверенности (ст. 156 ГК). Выдача доверенности подчинена правилам о совершении односторонних сделок и поэтому не нуждается в согласии представителя. Последний, однако, вправе отказаться от принятия доверенности.

Закон устанавливает специальные требования к форме и сроку доверенности. В силу п. 1 ст. 185 ГК для доверенности обязательна письменная форма. Если доверенность содержит полномочие на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения (например, договора ренты, ипотеки), она должна быть также нотариально удостоверена, за исключением случаев, указанных в законе. Нотариальному удостоверению подлежат также доверенности, выданные в порядке передоверия (ст. 187 ГК). Обязательность нотариального удостоверения доверенности может быть также предусмотрена специальными законами . Так в 2005 г. внесено требование об обязательной нотариальной форме:

- доверенности, которая подтверждает полномочия представителя физического лица при предъявлении им заявления о государственной регистрации и документов о правах на недвижимость (п. 4 ст. 16);

- доверенности, которая подтверждает полномочия представителя физического лица на получение свидетельства о государственной регистрации прав, закладной и других документов (п. 5 ст. 18);

- доверенности работника или иного представителя юридического лица на получение свидетельства о государственной регистрации прав, закладной и иных документов (п. 5 ст. 18).

Согласно п. 3 ст. 185 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

В силу ст. 186 ГК срок действия доверенности не может превышать трех лет. Доверенность, выданная на больший срок, действует в течение трех лет. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана (п. 4 ст. 187 ГК).

Отсутствие срока в доверенности не влечет за собой утрату ее юридической силы. Такая доверенность действует, по общему правилу, один год. Вместе с тем доверенность, не содержащая указания на дату ее совершения, является ничтожной (п. 1 ст. 186 ГК). Исключение из общего правила о предельном сроке представляет собой нотариально удостоверенная доверенность, предназначенная

для совершения действий за границей. Если в такой доверенности не указан срок действия, она сохраняет силу вплоть до отмены ее лицом, выдавшим доверенность (п. 2 ст. 186 ГК).

Закон допускает возможность передоверия представительского полномочия другому лицу. Хотя ГК говорит о "передаче" полномочия представителя в порядке передоверия, представляется, что термин "передача" не вполне адекватно отражает правовую сущность возникающего правоотношения1.

Дело в том, что представитель не расстается с возложенным на него полномочием, но продолжает выступать в качестве уполномоченного лица. Неслучайно, в силу п. 2 ст. 187 ГК, представитель несет риск ответственности за действия, совершенные в порядке передоверия. О сохранении за представителем его полномочия в случае передоверия свидетельствует и тот факт, что передоверие не входит в исчерпывающий перечень оснований прекращения доверенности (ст. 188 ГК). В связи с изложенным, по мнению ряда правоведов, передоверие представляет собой не "передачу" полномочия представителя новому лицу, а "наделение" последнего представительским полномочием.

В силу личного, доверительного характера представительства возможна отмена доверенности и отказ от нее, а тем самым и прекращение всего представительства, односторонней волей либо представляемого, либо представителя, причем соглашение об отказе от указанного права ничтожно со всеми вытекающими из этого последствиями, предусмотренными ст. 166 и 167 ГК. Отмена доверенности может быть совершена во всякое время ее действия2.

Проблемным вопросом в правовом регулировании односторонних сделок с недвижимым имуществом является противоречие в действующем законодательстве, а именно в соответствии с ФЗ № 122 от 27.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимо предоставление нотариально удостоверенной доверенности от шимени юридического лица, хотя п. 5 ст. 185 ГК РФ говорит о том, что, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Хочется надеется, что данный пробел в законодательстве будет ликвидирован и в дальнейшем подобные разногласия Российского законодательства будут исчерпаны (приложение 1).

Приступая к рассмотрению правового регулирования наследования, хочется отметить, что данная односторонняя сделка сопутствует существованию человеческого общества с незапамятных времен. Оно играет важную роль в самых различных сферах. Наследование имело политическое значение при переходе высших постов в государстве (престолонаследие) или мест в законодательных органах. Наследование накладывало отпечаток и на формальную структуру общества (при переходе сословных титулов), а также на отправление тех религиозных культов, которые строятся на поклонении предкам или семейным богам. По этой причине, например, в Древнем Риме при всем значении наследования для тогдашних имущественных отношений основной его функцией считалось продолжение личности умершего1.

Говоря, о правовом регулировании наследования следует обратится в Конституции РФ, которая определяет особое место наследования среди других гражданско - правовых институтов. Только наследованию предоставлена конституционная гарантия. Конституция РФ провозглашает: "Право наследования гарантируется" (ч. 4 ст. 35). Это положение является частью гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", положения которой "являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 января 1996 г. раскрыл содержание этих конституционных положений, установив, что они предоставляют как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение"1.