Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Так, количество граждан государства в «Законах» устанавливается в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.
Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья.
Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов.
Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Организация государственной власти является сложной: самый высший орган — стражи законов в количестве 37 человек; кроме него еще существует Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное собрание, состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за совершенное преступление: «Вообще никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок»[139].
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого[140].
Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества[141].
1. Асмус В.Ф. История античной философии. — М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.
2. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3. Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории. — 1998. — № 2. — 3. 3-17.
4. Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник. — М.: Логос, 1998. — 440 с.
5. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. — М.: Российское научное издательство. — Т. 33. 1955. — 550 с.
6. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Научн. издат. Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
7. Васильева Т.В. написанная философия Платона // Вопросы философии. — 1977. — № 11. — С. 152-160.
8. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М.: Логос, 1999. — 195 с.
9. Виндельбанд В. Платон. — С-Пб.: Образование, 1994. — 200 с.
10. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 497 с.
11. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995. — 320 с.
12. Гегель Г. Сочинения. — М., 1932. — 217 с.
13. Гиляров А.Н. Источники о софистах. Платон как исторический свидетель. — Киев, 1891. — 358 с.
14. Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. — Сыктывкар, 1998. — 153 с.
15. Горелов А.А. Древо духовной жизни. — М.: Аргус, 1994. — 290 с.
16. Гревс Э.Л. Статусные различия в законе Платона об убийстве // Вестник древней истории. — 1977. — № 1. — С. 71-81.
17. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Ленинград, 1989. — 220 с.
18. Джокадзе Д.В. Философия античного диалога. — М.: Диалог, 1997. — 250 с.
19. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. — М.: республика, 1995. — 300 с.
20. Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии. — Ленинград, 1975. — Ч. I. 310 с.
21. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека Древней Греции — искусство и философия / Под ред. В. Бутролиева. — Минск, Молодая гвардия, 1995. — 520 с.
22. Историко-философский ежегодник`94. — М.: Наука, 1995. — 210 с.
23. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. / Под ред. Ш.И. Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.
24. История политических и правовых учений / Под ред. С.Ф. Кечекьян, Г.И. Федькина. — М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.
25. История политических и правовых учений. Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лейста. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 370 с.
26. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.
27. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.
28. Кедровский О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. — Киев, 1973. — 210 с.
29. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. — М., 1963. — 310 с.
30. Клифтон К. Платон в изложении Клифтона Коллинза. — СП-б., 1876. — 252 с.
31. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. — М.: Республика, 1998. — 250 с.
32. Койре А. Очерки истории философской мысли. Пер с фран. / Под ред. Я.А. Ляткера. — М.: Прогресс, 1985. — 300 с.
33. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические указания. — Новосибирск, 1994. — 120 с.
34. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям. — С-Пб., 1898. — 270 с.
35. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1979. — 450 с.
36. Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 270 с.
37. Маркс К. Капитал. — М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. — 520 с.
38. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М., 1990. — 310 с.
39. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. — 350 с.
40. Нерсесянц В.С. Платон. — М.: Юрид. лит-ра, 1989. — 210 с.
41. Новгородцев П.И. Введение в философия права. — М.: Наука, 1996. — 420 с.
42. Новгородцев П.И. Сочинения. — М.: Раритет, 1995. — 450 с.
43. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицакова. — Минск, 1999. — 920 с.
44. Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / Под ред. А. Клевакова. — М., 1861. — 271 с.
45. Петрици К. Рассмотрение Платоновской философии и Прокла и Диодоха: Пер. с груз. / Под ред. И.Д. Панкцхава. — Тбилиси, 1942. — 320 с.
46. Платон и его эпоха / Глав. Ред. Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 350 с.
47. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 1. — 610 с.
48. Платон. Сочинения. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — Ч. 2. — 620 с.
49. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. — М., 1992. — Т. 1. — 310 с.
50. Рассел Б. История западной философии. — М.: Миф, 1993. — 350 с.
51. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-х т. — С-Пб.: Петрополис, 1994. — 310 с.
52. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал. — 1998. — № 3. — С. 194-206.
53. Светлов В. Античная философия // Советская наука, 1938. — № 3. — С. 115-132.
54. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум. Античная парадигма. — Ленинград, 1991. — 350 с.
55. Соколов В.В. Античная философия. — М.: Знание, 1958. — № 8. — 120 с.
56. Сочинения Платона / под ред. Проф. Карпова. — С-Пб., 1863. — 250 с.
57. Творения Платона: Пер. с греч. / Под ред. В. Соловьева. — М., 1899. — Т. 1. — 290.
58. Тевзадзе Г.В. исследования о Платоне // Вопросы философии, 1977. — № 9. — С. 155-157.
59. Трубецкой Е.Н. История «философии права» (Новой). — Киев, 1901. — 210 с.
60. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. — М., 1997. — 520 с.
61. Учебники платоновской философии / Под ред. Ю.А. Шичалина. — Томск: Водолей, 1995. — 200 с.
62. Философия права / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М.: Инфа-Норма, 1998. — 610 с.
63. Философский словарь / Под ред. В. Соловьева. — Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. — 720 с.
64. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 750 с.
65. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположение критической философии права и государства. — М.: Гнозис, 1994. — 320 с.
66. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Л.Н. Волосникова. В 2-х ч. — Тюмень, 1996. — 150 с.
67. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — М.: Канон, 1996. — 290 с.
68. Ципко А. Справедливое государство Платона // Молодой коммунист, 1972. — № 9. — С. 69-74.
69. Чичерин Б.Н. История политических учений. — М., 1869. — Ч. 1. — 270 с.
70. Чичерин Б.Н. Политический мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897. — 220 с.
71. Шиэр Дж. Внутреннее изменение // Реферативный журнал, серия 3. — Общественные науки за рубежом. Философия, 1992. — № 1. — С. 104.
72. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — 210 с.
73. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А, Брокгауз, И.А. Ефрон. — С-Пб., 1898. — 920 с.
[1] См.: Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Московский университет, 1990. — С. 146.
[2] Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон — С-Пб.: 1898. — Т.XXIII. — С. 837; Творения Платона пер. с греческого под руководством В. Соловьева. — М: 1899. — Т.1. — С. 1; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. — Н. Канон, 1996. — С. 112 и др.
[3] А.А. Горелов. Древо духовной жизни, М.: Аргус, 1994. — С. 90.
[4] Платон. Собрание сочинений: в 4 т.; М: Мысль, 1990. —т. 1. — 6.7.